Генпрокуратура о проверках в отношении субъектов малого бизнеса
Даны разъяснения по правомочности проверок Роспотребнадзора в отношении юридических лиц и ИП в рамках надзора за соблюдением прав потребителей.
В частности, Генпрокуратура напомнила, что с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. плановые проверки в отношении малого и среднего бизнеса не проводятся, за исключением случаев, когда по виду контроля установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения к ним деятельности и объектов.
Если Роспотребнадзор не утвердил критерии, а обязанность использовать их предусмотрена законом, то плановые проверки не допускаются.
Для видов госконтроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, возможность проведения плановых проверок без категорирования объектов не предусмотрена.
Вопрос: Согласно п.1 ч. 1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12. 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в 2019 - 2020 годах не проводятся плановые проверки при осуществлении государственного надзора в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением плановых проверок в рамках тех видов надзора, по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности либо производственных объектов к определенной категории риска / классу опасности. Таким образом, по смыслу указанного положения, мораторий на плановые проверки субъектов малого бизнеса не распространяется на те виды госнадзора, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (РОП). Роспотребнадзор уполномочен на осуществление, в том числе, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п. 5.1.2 Положения о Роспотребнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 , а также п. 3Положения о надзоре в области защиты прав потребителей, утв. постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412). Однако вопрос введения риск-ориентированного подхода в данной сфере остается открытым. С одной стороны, п. 26 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806) обязывает осуществлять данный вид надзора с использованием РОП, а пп. "л" п. 3.1 того же Постановления обязывает Роспотребнадзор внести до 15 мая 2017 года в Правительство РФ проект акта об утверждении критериев отнесения деятельности к определенной категории риска для федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. С другой стороны, до сих пор не утверждены критерии отнесения деятельности к категориям риска, и таковые не установлены (в частности, не внесены соответствующие изменения в упомянутое Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 412). Кроме того, согласно правовой позиции Генеральной прокуратуры РФ, недопустимо проведение плановых проверок для видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП, без категорирования подконтрольных объектов (письмо от 09.02.2018 N 76/2-156-2018). Таким образом, получается, что в 2019 году плановые проверки субъектов малого бизнеса в рамках надзора за соблюдением прав потребителя невозможны: - либо потому, что РОП в данном виде надзора еще не применяется - в этом случае действует режим надзорных каникул, установленный ст. 26.2 Закона N 294-ФЗ, - либо потому, что РОП в данном виде надзора уже применяется, однако категорирование подконтрольных объектов не проведено. В связи с этим просим обосновать: законно ли проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства Роспотребнадзором в рамках надзора за соблюдением прав потребителя в 2019 году? Ответ: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено обращение по вопросу проведения плановых проверок в отношении малого и среднего предпринимательства с применением риск-ориентированного подхода должностными лицами Роспотребнадзора. Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" разъяснение законодательства не отнесено к компетенции органов прокуратуры. Вместе с тем по существу обозначенных вопросов полагаю необходимым указать следующее. Пунктом 1 части 1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон) установлено, что плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Согласно части 2 статьи 26.2 Закона проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Закона. Следовательно, если Роспотребнадзором не утверждены критерии по отнесению деятельности к определенной категории риска для федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а обязанность их использования предусмотрена Законом, в ходе его осуществления не допускается проведение плановых проверок. Для видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена. Помощник Генерального прокурора Российской Федерации О.Г. Шапиева |
Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:
- Оперативные юридические консультации;
- Подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов;
- Ведение дел юридических лиц в суде и в Арбитраже первой инстанции;
- Исполнительное производство;
- Взыскание убытков во внесудебном порядке; защита интересов Заказчика в кризисных ситуациях (защита от взыскания);
- Судебный день с участием назначенного представителя (состоявшееся заседание, собеседование).
Порядок работы и стоимость услуг вы можете обсудить с юристами ЮА «Персона Грата» по телефону +7 (495) 921-3047 или отправить запрос по адресу travelexpert@list.ru
Обучение «Тревел Эксперт»
Специальные предложения
NEW! Комплект БЫСТРЫЙ СТАРТ по спеццене
Комплект типовых форм договоров «БЫСТРЫЙ СТАРТ» по России. Для тех, кто хочет успеть к летнему сезону!
ВЕСЕННЯЯ СКИДКА на договоры до 30 апреля 2024 года
Удобный для работы комплект типовых форм договоров ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ АВТОРСКИХ и АКТИВНЫХ ТУРОВ по специальной цене
Договоры ТУРЫ ПО РОССИИ + Активный туризм
Комплект типовых форм для заключения с клиентами и партнерами - ТУРЫ ПО РОССИИ с ВЕСЕННЕЙ 20% скидкой. Предложение действует до 30 апреля 2024 года
Договоры ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ДЕТЕЙ со скидкой
Объявляем весенние скидки на полезные типовые формы договоров! Комплект договоров ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ДЕТЕЙ (по РФ) по специальной цене Предложение действует до 29 марта 2024 года.