О перспективах развития Москвы как мирового туристического центра
Международный туризм в столице растет быстро только по российским меркам
Относительно быстрое развитие международного туризма в Москве, особенно после чемпионата мира по футболу 2018 года, пока не позволяет столице России реально стать одним из ведущих в этом отношении мегаполисов. Конкуренты, среди которых Дублин, Амстердам, Токио, Дели и Дубай, растут по числу привлеченных туристов много быстрее, констатирует BCG в тематическом обзоре. По большому числу параметров Москва сохраняет все шансы продолжить гонку и быть в ней очень успешной, однако, помимо визовой проблемы, необходимо в том числе развивать событийный туризм, вкладываться в рекламу направления, возможно, изменить управление отраслью — и в любом случае обновить стратегию ее развития 2011 года.
The Boston Consulting Group (BCG) выпустила исследование, описывающее необычную ситуацию — оно посвящено среднесрочным перспективам развития международного туризма в Москве. Из-за активного, по меркам РФ, развития внутреннего туризма, и после проведения футбольного чемпионата FIFA год назад эта отрасль в Москве может производить хорошее впечатление. BCG осторожно описывает перспективы развития Москвы как мирового туристического центра — однако данные мегаполисов-конкурентов в этой сфере выглядят обескураживающе: в сравнении с ними происходящее в российской столице — почти стагнация.
Среди топ-20 городов с 2012-го по 2017 год Москва, входящая в число городов-лидеров по турпотоку (порядка 5 млн человек в год), уверенно остается вместе с гораздо менее крупными Варшавой и Тель-Авивом в числе мегаполисов с нераскрытым турпотенциалом. Средние темпы роста турпотока в эти годы наихудшие (1,3% в год) и уступают «зрелым» Лондону (5,1%), Сингапуру (3,5%), Парижу (1,7%) и Нью-Йорку (2,4%). Города—лидеры мировой охоты на туристов со сравнимым с Москвой турпотоком наращивают его существенно быстрее: ближайшие по этому параметру Амстердам и Дублин — на 8,8% и 10% в год, а лидеры, Дели и Токио (Дубай не включен BCG в кластер «зрелых» с 15,8 млн потока и темпами роста в 7,6% в год в 2012–2017 годах), увеличивали привлечение турпотока на 29,6% и 20,5% в год. Иными словами, признаваемые успехи Москвы в сравнении с лидерами просто не существуют — мировой рынок международного туризма растет в три-четыре раза быстрее, речь идет о завораживающих упускаемых возможностях. Так, в одной из версий стратегий BCG показывает возможность увеличить обороты внешнего туризма в Москву до 2025 года вдвое — до 1,5 трлн руб. в год, прироста доли туризма в ВРП Москвы до 6–8% и роста турпотока на 40% за счет иностранцев.
Видимо, ключевой проблемой в этой сфере является визовая политика РФ. Накопленный и новый негативный имидж (сомнения туристов в безопасности, языковые барьеры, дороговизна и дальние расстояния) также играют роль, впрочем, анкетирование BCG туристов ЧМ-2018 показало, что 47% реальных туристов-иностранцев рекомендовали Москву к посещению, и это высокий показатель. BCG также демонстрирует очень высокий потенциал событийного, медицинского, образовательного туризма (Москва в этом плане долгосрочно дешева и качественна). При этом крупные программы городского развития в любом случае будут увеличивать потенциал московского туризма — развитие московского авиаузла, реконструкция исторического центра и музейных комплексов, уплотнение «сетки» внутригородской активности и рекреационной инфраструктуры, развитие общественного транспорта будет происходить, видимо, вне зависимости от числа туристов-иностранцев в городе. Россия в любом случае имеет естественные преимущества в виде приоритетного интереса туристов КНР (10% международных туристов в мире, 150 млн поездок в год), обеспечивающих значительную долю прироста мирового туризма.
Обзор BCG в целом оставляет впечатление в первую очередь выдающейся недоиспользованности в международном туризме крупных инвестиций РФ в ЧМ-2018 при ограниченности «физических» (цены, качество сервиса, дефицит инфраструктуры) препятствий для получения прибылей от взрывного во всем мире роста в этом секторе. BCG при этом констатирует, что возможности изменить ситуацию не упущены. Среди предложений — активное и комплексное продвижение Москвы как туристического направления на всех основных рынках: в 2018 году Москва тратила на это $2 млн в год, Париж — $14 млн, Сингапур — $172 млн, быстрорастущий Берлин — $28 млн, как правило, бюджет на продвижение миллионника — от 0,1% до 1% его туристской выручки (Москва — 0,02%). В сфере MICE-туризма Москве не хватает новых конференц-площадок, скоординированных сезонов распродаж для шопинг-туризма, мероприятий модной индустрии и торговых выставок, внятной стратегии в спортивном календаре. BCG также напоминает: стратегия развития туризма в Москве де-факто принята в 2011 году, но большинство конкурентов реализуют программы 2015–2018 годов. Властям Москвы консультанты рекомендуют также обратить внимание на отработанный и сейчас общепризнанный у конкурентов опыт координации отрасли в независимых советах по внешнему туризму.
Источник: Газета "Коммерсантъ" №95 от 04.06.2019
Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:
- Оперативные юридические консультации
- Семинары и вебинары по актуальным вопросам ведения бизнеса и изменениям законодательства
- Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм
- Договоры для турфирм: готовые формы, индивидуальная разработка, аудит и корректировка
- Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний
- Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
- Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания
- Классификация гостиниц и хостелов
- Оперативное оформление загранпаспортов для жителей Москвы, МО и регионов. Сложные случаи.
Порядок работы и стоимость услуг вы можете обсудить с юристами ЮА «Персона Грата» по телефону +7 (495) 921-3047 или отправить запрос по адресу zakaz@persona-grata.ru
Обучение «Тревел Эксперт»
Специальные предложения
NEW! Комплект БЫСТРЫЙ СТАРТ по спеццене
Комплект типовых форм договоров «БЫСТРЫЙ СТАРТ» по России. Для тех, кто хочет успеть к летнему сезону!
ВЕСЕННЯЯ СКИДКА на договоры до 30 апреля 2024 года
Удобный для работы комплект типовых форм договоров ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ АВТОРСКИХ и АКТИВНЫХ ТУРОВ по специальной цене
Договоры ТУРЫ ПО РОССИИ + Активный туризм
Комплект типовых форм для заключения с клиентами и партнерами - ТУРЫ ПО РОССИИ с ВЕСЕННЕЙ 20% скидкой. Предложение действует до 30 апреля 2024 года
Договоры ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ДЕТЕЙ со скидкой
Объявляем весенние скидки на полезные типовые формы договоров! Комплект договоров ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ДЕТЕЙ (по РФ) по специальной цене Предложение действует до 29 марта 2024 года.