Отказ в размещении граждан из "черного списка" гостиницы. Комментирует юрист
В Юридическое агентство "Персона Грата" обратилась Управляющая компания группы отелей, за разъяснением ситуации, связанной с возможностью применения так называемых «черных списков» для гостей, нарушивших правила проживания или причинивших вред имуществу гостиницы. По итогам прошлого летнего сезона в нескольких отелях, находящихся под одним управлением, был составлен список агрессивных и неадекватных постояльцев, нарушающих правила проживания, которых по мнению руководства отелей необходимо внести в черный список и впоследствии отказывать в размещении. Сейчас с началом активных продаж, несколько граждан из попавших в черный список, подали заявки на размещение и им было отказано, что привело к конфликту и заявлению гражданина в Роспотребнадзор. Гостиница убеждена, что внутренними правилами может быть установлено ограничение на продажу конкретным лицам. Однако, по юридическим признакам, отказ в размещении является характеристикой правонарушения, с точки зрения Роспотребнадзора.
Следует отметить, что подобного рода действия, а именно отказ потребителю в заключении договора, уже неоднократно были предметом судебного разбирательства. Например, «открытое акционерное общество "Гостиница "К…" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - управление) от 25.09.2013 N 287 в части требований:
- прекратить нарушения прав потребителей и обеспечить соблюдение обязательных требований пунктов 6, 7 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.1997 N 490 (далее - Правила N 490);
- заключать с потребителями договор на предоставление услуг, кроме случаев, когда отсутствует возможность предоставления услуг, в том числе если учредительными документами исполнителя или гражданско-правовым договором, заключенным с ним, предусмотрена обязанность исполнителя в определенном порядке предоставлять услуги соответствующей категории лиц, прекратить отказ в заключении договора лицам по причине их внесения в "черный список";
- заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя в отношении каждого обратившегося потребителя, вне зависимости от внесения их в "черный список".»
При проверке Роспотребнадзором гостиницы было установлено, что организация, отказывала в бронировании номеров и в заселении (при наличии свободных мест) лицам, внесенным ею в "черный список".
Организация оспорила (в части) предписание, выданное ей по результатам проверки.
Но суд округа, как и нижестоящие инстанции, не удовлетворил заявление организации и отклонил заявления гостиницы. Суд указал:
«Договор на предоставление гостиничных услуг является публичным. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Кроме того, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Гостиница обязана предоставлять гостиничные услуги на определенных ею условиях каждому потребителю. Причем условия предоставления гостиничных услуг являются равными для всех потребителей, кроме случаев, когда отсутствует возможность предоставления услуг. Нарушение потребителем определенных гостиницей условий может быть основанием для расторжения договора. Законодательством не предусмотрен отказ в предоставлении гостиничных услуг по такому основанию, как внесение в "черный список".
Договор на бронирование мест в гостинице также является публичным. Соответственно, гостиница обязана заключить его с любым желающим при условии возможности его исполнения.
Потребитель, который повторно обращается в гостиницу, не может считаться злоупотребляющим правом до момента заключения с ним соответствующего договора и нарушения правил проживания в ней. Ведь на момент такого обращения и до заключения договора на него не распространяются правила проживания в гостинице. То обстоятельство, что потребитель ранее нарушал правила проживания в гостинице, не свидетельствует о повторении им таких нарушений при последующем обращении в гостиницу.
Кроме того, гостиница, полагая, что потребители, не выполняющие условия проживания, злоупотребляют своим правом, может потребовать возмещения убытков, причиненных этим нарушением.»
(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июня 2014 г. N Ф04-4410/14 по делу N А70-10682/2013)
Таким образом правоприменительная практика подтверждает, что прямой отказ потребителю в заключении публичного договора, да еще со ссылкой на некий «черный список», считается неправомерным действием. Однако, это не исключает возможности отказа в том случае, когда отсутствует возможность предоставления услуг, а так же взыскания убытков и расторжения договора если постоялец нарушает правила размещения и причиняет вред отелю.
Специально к летнему сезону Юридическое агентство «Персона Грата» предоставляет гостиницам, мини-гостиницам, хостелам, частным гостевым домам и иным средствам размещения юридические услги по защите от потребительского вымогательства, необоснованных претензий и судебных исков. Юристы оценят обоснованность претензий, составят оотзыв6 подготовят оправдывающие докменты, защитят отель в суде. Подробности программы защиты по ссылке: http://persona-grata.ru/services/klassifikaciya/_1
Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку предприятиям гостиничного бизнеса в следующих вопросах:
- Оперативные юридические консультации
- Семинары и вебинары по актуальным вопросам ведения бизнеса и изменениям законодательства
- Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм
- Договоры: готовые формы, индивидуальная разработка, аудит и корректировка
- Аутсорсинг юридический
- Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
- Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания
- Классификация гостиниц и хостелов
- Оперативное оформление загранпаспортов для жителей Москвы, МО и регионов. Сложные случаи.
Порядок работы и стоимость услуг вы можете обсудить с юристами ЮА «Персона Грата» по телефону +7 (495) 921-3047 или отправить запрос по адресу travelexpert@list.ru