Попал в ДТП за границей? Что делать?
Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для туристов о порядке действий в таких случаях и как защитить свои права
В связи с появлением в СМИ информации о туристах, пострадавших в ДТП в Доминиканской Республике, Роспотребнадзор напоминает о том, что по всем вопросам, возникающим у потребителей туристских услуг они могут обращаться на «горячую линию» Единого консультационного центра Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).
Все реальные и обоснованные расходы потребителей (на лечение, перевозку любым видом транспорта, оказание юридических услуг, услуг переводчиков, услуг связи и т.п.) должны быть компенсированы туроператором (или страховой компанией) если чрезвычайное происшествие произошло в рамках услуг, включенных в турпродукт (это как правило, перелет, размещение, трансфер, поездки с гидом-переводчиком и т.п.).
Возмещаются также убытки потребителей, связанные с утратой имущества.
Кроме того, потребитель вправе требовать компенсации морального вреда и снижения стоимости оплаченных услуг (туристского продукта).
При заявлении указанных требований предлагается воспользоваться следующими рекомендациями:
В соответствии со статьей 6 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист имеет право на обеспечение как личной безопасности так и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.
Статья 7 Закона «О защите прав потребителей» также предусматривает, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее оказания была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.
Статья 9 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.
Указанное означает, что если ДТП произошло с участием иностранного перевозчика, услуги которого включены в туристский продукт (в договоре указаны обязательства туроператора по организации трансфера, автобусных туров, автомобильных перевозок, иных поездок), то к туроператору могут быть заявлены требования, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей».
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности услуг, подлежит возмещению исполнителем соответствующих услуг в полном объеме в соответствии со статьей 14 Закона «О защите прав потребителей». Право требовать возмещения такого вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет.
В связи с тем, что каждый турист, как правило, обладает страховкой от рисков, связанных с совершением путешествия, он имеет право обратиться в страховую компанию за соответствующими выплатами, которые могут касаться компенсации следующих затрат:
- на оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания;
- на оплату медицинской эвакуации.
Договор страхования может также предусматривать выплаты в связи с утратой личного имущества или возмещений, покрывающих иные убытки туриста.
Если убытки потребителя не покрыты страховыми выплатами, то соответствующие требования (например, компенсация за утраченные личные вещи, одежду, компьютерную технику, фотоаппаратуру и пр.) могут быть адресованы непосредственно туроператору.
Кроме того, на основании статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» пострадавший вправе предъявить исполнителю требования о соответствующем уменьшении цены оказанной услуги.
Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, что выплаты, связанные с возмещением вреда и перерасчетом стоимости турпродукта, не лишают туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда.
Иск о защите прав потребителей можно подать в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при цене иска менее 1 миллиона рублей).
Что касается фактического восстановления нарушенных прав российских туристов, то следует отметить, что по данным Верховного Суда Российской Федерации в целом потребителям туристских услуг в год присуждается порядка полумиллиарда рублей.
Справочно: Роспотребнадзор активно поддерживает российских граждан в судах. Каждое десятое дело в указанной сфере рассматривается при непосредственном участии должных лиц Федеральной службы. Так, в 2019 года при содействии территориальных органов Роспотребнадзора в пользу туристов было подано более 300 исков, а также дано около 400 заключений в судах. При этом в пользу потребителей было взыскано на 15 % больше денежных средств, чем в 2018 году.
Если потребителям будет отказано в удовлетворении законных требованиях со стороны туроператора, то Роспотребнадзор рассмотрит возможность подачи группового иска в защиту потребителей туристских услуг в рамках нового полномочия, которым Служба была наделена с 1 октября 2019 года (в связи с внесением изменений в подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
Источник: Ассоциация “Безопасность туризма”, 27/11/2019
Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:
- Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм
- Договоры для турфирм: готовые формы, комплекты документов
- Бухгалтерское обслуживание туристических компаний на аутсорсинге
- Консультации экспертов турбизнеса
- Классификация гостиниц и хостелов
- Оперативное оформление загранпаспортов для жителей Москвы, МО и регионов. Сложные случаи. Комиссия для ТА
- Семинары и вебинары по актуальным вопросам ведения бизнеса и изменениям законодательства РФ
Наш многолетний опыт всегда к Вашим услугам: +7 (495) 921-3047, zakaz@persona-grata.ru