Электронная путевка: в туризме внедряют цифровизацию – каковы последствия?
После того как 12 мая Дума в первом чтении одобрила законопроект об обязанности туроператоров передавать данные о турах в электронную путевку, в турбизнесе вновь возникли дискуссии о целесообразности и пользе нововведения.
Самый большой скепсис ранее высказывал Ростуризм. В конце апреля глава ведомства Зарина Догузова заявила информагентствам, что система, оператором которой является структура Ростеха – НТТ, не готова технически, имеет «ряд существенных уязвимостей и недоработок, а также не соответствует требованиям информационной безопасности». Само НТТ в записке, направленной правительству, заявило: с защитой данных всё в порядке, хотя продукт достался оператору в некондиционном виде от Ростуризма, который потратил на него более 500 млн рублей.
Туроператоры, комментируя редакции TourDom.ru оценку ЭП, высказывались резко. «Мы не участвовали в тестировании и не стали подписывать договор с НТТ. Считаем введение электронной путевки неподготовленным и несвоевременным с учетом сложностей с коронавирусом. Тем более что ее введение вызовет для туроператоров дополнительные затраты (как финансовые, так и человеческие, и временные). А у туроператоров и без этого сейчас много проблем, которые надо оперативно решать», – сказал Александр Сирченко («TUI Россия»). Его коллеги-конкуренты приводили те же аргументы, но в менее дипломатичной манере: «Рынок пытаются нагнуть, навязать дополнительную финансовую нагрузку. Вся эта цифровизация ляжет в стоимость турпакетов, что в итоге только удорожает турпродукт. Это уже даже не раздражает, от этого уже всё равно».
На агентском рынке – разные настроения. Руководители некоторых компаний видят в электронной путевке шанс на избавление от конкуренции с компаниями, которые ведут себя недобросовестно. Исполнительный директор альянса турагентств АТА Наталья Осипова уверена: для розницы проект не представляет никакой опасности, а, напротив, обеспечивает порядок и прозрачность, потому что «можно будет проследить прохождение заявки от туриста по всем этапам цепочки ответственности». О том же говорит вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников: «Электронная путевка – это, с одной стороны, путь к обелению рынка, а с другой – его регулирование, статистические данные и настройка отрасли в режиме “турист – турагент – туроператор”. Не понимаю, почему Ростуризм считает, что запуск электронной путевки не решит стоящих перед отраслью задач, – разве обеление отрасли или ведение статистического учета – это плохо?» Он также уверен: за электронной путевкой последует новый механизм защиты туристов. «Сегодня одна из проблем, почему страховые компании бегут от работы с туроператорами, в том, что они не видят объективной информации. Поэтому отсутствует доверие к игрокам. Мы долго говорим о страховании туристического пакета, что важно для конечного потребителя. Сейчас речь может идти о комплексном подходе к важным изменениям в отрасли. Главное – совместно начать движение бизнеса и власти», – сказал эксперт в интервью TourDom.ru 12 мая.
По оценкам собеседников редакции, знакомых с ситуацией, основную поддержку электронной путевке в Думе оказал председатель Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярёв. Вряд ли он может стать «амбассадором прогресса» для участников отрасли, поскольку ранее настроил их против себя пренебрежительными высказываниями, одно из которых: «Вывозим деньги – завозим заразу».
В самой корпорации официально не комментируют успешное прохождение первого этапа согласования в Думе. Но эксперт, близкий к компании, сообщил корреспонденту TourDom.ru: «В НТТ готовы к консультациям с бизнесом, задача – интегрировать путевку с системами туроператоров, в добровольном режиме выявить и устранить технические замечания. А далее предстоит модернизация, расширение возможностей. Это огромная работа еще не одного дня».
Независимые специалисты рынка не сомневаются: проект пройдет все стадии согласования и, несмотря на желание Ростуризма вернуть себе контроль, останется в руках структуры Ростеха. Причем на выходе это будет не примитивная информационная система, где отражаются параметры туров. Один из собеседников сказал TourDom.ru: «Проект задуман как центральный ресурс турбизнеса. Он станет функциональным, многозадачным, связанным с фискальными данными. И вот увидите – вокруг него в дальнейшем будут выстраивать систему управления отраслью».
Источник: портал www.TourDom.ru, 13/05/2020
Юридическое агентство "Персона Грата" оказывает правовую помощь туристическим компаниям в связи с отказами от туров и расторжением договоров в ситуации с пандемией коронавирус.
Антикризисный пакет юридических услуг от ЮА Персона Грата:
- Консультации юриста
- Подготовка соглашения с туристом на замену тура, зачет денежных средств, изменение условий путешествия
- СКИДКА 20 % на все формы договоров для туристических компаний
- СКИДКА 30% на готовые комплекты договоров
- Рекомендации по правовой позиции для подготовки ответа на претензию туриста
- Шаблон письма от Арендатора к Арендодателю, касающегося отсрочки уплаты арендных платежей и уменьшения размера аренды - 1000 руб. Также предлагаем юридическую консультацию по Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества"
- Подготовка отзыва на претензию или заявление туриста (сложные случаи)
- Подготовка соглашения с туристом на замену тура, зачет денежных средств, изменение условий путешествия
- Подготовка заявления туроператору, сопровождение переговоров с туроператором, подготовка правовой позиции в случае спора
- Подготовка заявлений и обращений в органы власти
- Сопровождение в случае проверки Роспотребнадзора, обжалование штрафов
- Судебное сопровождение: защита интересов турфирм в суде, подготовка юридической позиции и мотивированного отзыва на исковое заявление.
- Консультационные вебинары по ФОРС-МАЖОРУ в туризме (Спикер - Георгий Мохов)
Наш многолетний опыт всегда к Вашим услугам: +7 (495) 921-30-47, pravo@persona-grata.ru, travelexpert@list.ru