Задержка рейса ВИМ-Авиа: как туристу отстаять свои права. Комментарий юриста
Авиакомпания "ВИМ-Авиа" отменила все чартерные рейсы до 15 июня из-за сбоев в расписании, сообщает пресс-служба "ВИМ-Авиа".
"Решение связано с необходимостью минимизировать веерные задержки рейсов, возникшие на фоне позднего прибытия трех воздушных судов с планового обслуживания" - говорится в сообщении перевозчика.
Уточняется, что с 1 июня ситуация с переносами рейсов в расписании начала стабилизироваться. Однако руководство компании посчитало скорость восстановления рабочего графика недостаточной и приняло решение о кардинальной коррекции расписания за счет чартерной программы.
В пресс-релизе отмечается, что все обязательства перед пассажирами чартерных рейсов, которые уже были перевезены на российские и зарубежные курорты, будут выполнены.
Проблемы с перевозками у "ВИМ-Авиа" начались с конца мая. Рейсы авиакомпании задерживались по несколько часов, некоторые отменялись совсем. После задержки вылета восьми рейсов из аэропорта "Домодедово" Татарская транспортная прокуратура начала проверку перевозчика. Свердловская транспортная прокуратура также проводит проверку после задержки двух самолетов в екатеринбургском аэропорту "Кольцово". (Источник: INTERFAX.RU, 02/06/2017)
Сообщения о длительных задержках рейсов "ВИМ-Авиа" и возмущенных пассажирах, чьи права были нарушены, появляются в СМИ на протяжении всей последней недели. В ЮА "Персона Грата" также поступает немало вопросов со стороны как туристов, так и турфирм с просьбой рассказать что делать, как отстаивать свои права и на что можно рассчитывать.
Ситуацию комментирует руководитель юридического отдела ЮА «Персона Грата» Ирина Доценко:
Если вдруг вы попали в такую неприятную ситуацию, и ваш рейс задерживают, важно не забывать, что порядок действий как туристов, так и авиакомпаний, четко регламентирован.
В соответствии с пунктом 99 Правил воздушных перевозок, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, в случае задержки (отмены) рейса из-за неблагоприятных метеорологических условий, по техническим или другим причинам, изменения маршрута, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и промежуточных пунктах следующие услуги:
- Предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
- Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- Обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- Обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов — в ночное;
- Размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов — в ночное;
- Доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- Организация хранения багажа.
Данные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
Получить от авиакомпании компенсацию в случае задержки рейса и не предоставления положенных по закону услуг вполне реально.
Что нужно сделать для этого:
1. Пассажиру необходимо обратиться к представителю авиакомпании – сотруднику аэропорта на стойке информации – и получить документ, подтверждающий задержку рейса. Как правило, ставится отметка о задержке рейса на маршрутной квитанции или посадочном талоне.
2. Собрать все чеки, подтверждающие понесенные вами расходы по причине задержки рейса, а по прибытии в пункт назначения направить в адрес авиакомпании претензию с требованием компенсировать моральный ущерб. В случае отказа авиакомпании в добровольном порядке удовлетворить ваши требования — можно обратиться в суд.
Согласно Федеральному закону от 3 апреля 2017 г. N 52-ФЗ, Россия присоединилась к Монреальской конвенции 1999 г. об унификации правил международных воздушных перевозок, которую ратифицировали уже более 120 стран. Что изменится для авиапассажиров?
Роспотребнадзор сообщает, что приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции значительно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок за счет повышения верхнего предела выплачиваемых компенсаций за нарушения правил перевозки.
Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 RUB за каждый час простоя (но не более 50 % от цены билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. RUB.
Размер компенсации при утрате перевозчиком багажа в настоящее время не может превышать 600 RUB за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. RUB для ручной клади в случае, если стоимость багажа не может быть точно установлена. По Монреальской конвенции, ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой около 78 тыс. RUB в отношении каждого пассажира.
Размер компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира по Воздушному кодексу РФ не может составлять более 2 млн RUB. Монреальская конвенция повышает указанный предел почти в 4 раза и предусматривает, что в отношении вреда жизни и здоровью пассажира, если он не превышает сумму около 7,8 млн. RUB, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.
Кому туристы должны адресовать претензию в результате длительной задержки рейса и, в результате, сокращения сроков вашего тура?
В том случае, если рейс чартерный, претензия направляется туроператору. Если речь идет о рейсе регулярных перевозок, претензия может быть направлена или туроператору, или перевозчику.
Компенсация за задержку рейса и шанс ее получить
В силу п. 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», пассажир вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуг. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального ущерба определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
- Оперативные юридические консультации – от 500 руб. Порядок работы и стоимость услуг вы можете обсудить с юристами ЮА «Персона Грата» по телефону +7 (495) 921-3047 или отправить запрос по адресу travelexpert@list.ru |