ГлавнаяНовостиКак обустроить российский туризм План Георгия Мохова

Как обустроить российский туризм План Георгия Мохова

После того как член Совета Федерации Игорь Фомин в группе «Трэвел Президиум» обратился к представителям турбизнеса за идеями по господдержке внутреннего и въездного туризма, поступило множество предложений. Пожалуй, самый развернутый и структурированный ответ дал юрист Георгий Мохов, который, как известно, имеет опыт работы в профильных госструктурах в Москве и области. В своих тезисах Георгий описал ключевые проблемы и план их решения. Мы публикуем его текст с минимальной редактурой.

Cмешивать въездной и внутренний туризм не представляется возможным – и механизмы разные, и способы продвижения. Начну с проблем въездного туризма.

Проблема 1. Недостаточно хорошая репутация России в целом и отдельных ее курортов и достопримечательностей
Нужна целенаправленная, грамотная и последовательная работа по продвижению России за рубежом, ее культурных ценностей, рекреационных возможностей, отдельных событий – спортивных, музыкальных, фестивальных и т. д. В Ростуризме есть проект Visit Russia – попытка системно продвигать туристические возможности России в зарубежных офисах. Можно этот проект и это действие развить. Причем сделать это на уровне разработки государственной стратегии продвижения туристических ресурсов, включить в программы не только Минкультуры и Ростуризма, но и Россотрудничества, МИДа, Минспорта и прочих ведомств, имеющих проекты и ресурсы для продвижения отечественного продукта за рубежом. Необходимо интегрировать программу продвижения туристических ресурсов с программой культурного обмена.

Надо задействовать возможности совместной рекламы с зарубежными партнерами – туроператорами, системами бронирования, информационными туристическими сайтами. Сейчас это практически невозможно из-за сложности системы государственных закупок.

Проблема 2. Визы и сложности пересечения границы и регистрации
У нас до сих пор ведомства, отвечающие за визы, действуют с целью ограничения въезда, а не с целью его облегчения. Необходимо ускорить рассмотрение всех проектов, связанных с электронными визами, принять дорожную карту по включению приоритетных стран для применения электронной визы, проработать и утвердить меры по облегчению или отмене визового режима для таких стран, снижению цены визы и срока ее оформления, принять необходимые межгосударственные соглашения для обмена взаимными безвизовыми группами. Такой опыт есть для спортивных мероприятий, можно предусмотреть то же самое, например, для ряда концертных и фестивальных мероприятий, ввести 72-часовой безвизовый режим для лиц, следующих транзитом, через крупные авиаузлы, морские порты, проработать иные меры, исходя из предложений регионов и курортов. Заняться вплотную визовыми центрами в ключевых странах, ликвидировать монополию, преодолеть МИДовские барьеры. По-хорошему нужно собирать межведомственную комиссию конкретно по визовому вопросу, с оформлением протокольных поручений на уровне исполнительных ведомств, а не общественных организаций, форумов и круглых столов.

К этой же теме. Необходимо наконец-то разобраться с электронной регистрацией иностранцев в гостиницах и подачей документов. С передачей полномочий от ФМС в МВД вопрос этот обострился чрезвычайно и, по всей видимости, сам не решится. Это же стыд, абсурд и каменный век, беготня с пачками копированных листочков. Необходимо упростить постановку на миграционный учет и перевести ее в разряд государственных услуг, предоставляемых бесплатно.

Проблема 3. Нехватка кадров для приема иностранцев
Зачастую музеи, монастыри, экологические фермы и прочие объекты не знают, что делать с иностранцами, не умеют с ними работать или попросту боятся. Языковую и культурную подготовку специалистов туриндустрии надо включить в учебные планы региональных учебных заведений с льготным, а лучше бесплатным обучением для тех, кто остается работать на родной территории. Акцент нужен на приоритетные страны – для китайских туристов, для арабских туристов, для индийских туристов и т. д. Проработать с Минобразования и с региональными министерствами образования и Минкультуры возможность субсидирования таких учебных программ, предоставления бюджетных мест для подготовки экскурсоводов, гидов, специалистов по развитию туристических территорий. Разработать совместную программу привлечения молодежи, стимулирования занятости в этой сфере, начиная с профессиональной ориентации и волонтерских проектов. Возможно, привлечение Росмолодежи к этим процессам.

Проблема 4. Отсутствие языковой адаптации, навигации и информирования
В первую очередь это касается транспорта и объектов показа. Необходимо системно, с участием региональных властей, транспортных ведомств, объектов турпоказа и культуры проработать систему двуязычной навигации, ее применение, расстановку знаков с учетом приоритетных и брендовых маршрутов. Повысить возможность самостоятельных путешествий иностранных туристов, облегчить покупку билетов на электричку и в метро или на автобус, оценить возможности путешествовать на арендованной машине. Надо выделить несколько приоритетных маршрутов, региональных, межрегиональных и федеральных и по ним провести экспертизу адаптации дорог, объектов и аэропортов, общественного транспорта к приему самостоятельных иностранных туристов. В некоторых регионах эта работа активно ведется, но межрегиональных и федеральных решений нет.

Разработать и принять федеральные нормы о порядке деятельности и финансирования туристских информационных центров, добиться единообразия методики их деятельности и материалов, но с сохранением местного колорита, принять нормы, позволяющие выделить в местных бюджетах средства на финансирование ТИЦ.

Проблема 5. Отсутствие стандартов гостеприимства и адаптации для приема туристов в объектах культурного наследия и государственных музеях
Дать поручение Министерству культуры РФ и далее региональным министерствам разработать систему оценки уровня туристической подготовленности объектов культурного наследия и музеев, установить правила работы с туристическими группами, правила продвижения, подготовки персонала, установить соответствующие полномочия и уставные цели для учреждений.

Теперь что касается внутреннего туризма.

Проблема 1. Высокая цена внутренней перевозки
В первую очередь напрашивается отмена НДС в этой сфере. Необходимы программные меры по субсидированию перевозки для отдельных социальных слоев, из дальних регионов, сезонные программы для заполнения межсезонья. Причем не только авиа, но и железнодорожных билетов. 

Стоимость перевозки на курорты необходимо включить в налоговый вычет для гражданина. В целом эта проблема, конечно, субсидиями не решается, необходимы конкуренция, малая авиация в регионах, развитие различных видов перевозки, включая дальнюю автобусную. У нас до сих пор нет понятия туристического автобуса в Транспортном кодексе, а это препятствие для нормативного регулирования на региональном уровне, например для допуска на выделенные полосы общественного транспорта. Иными словами, вопрос перевозки и ее цены – основополагающий для развития внутреннего туризма, необходима стратегия развития транспортных услуг, межведомственная дорожная карта по развитию туристической перевозки внутри РФ.

Проблема 2. Недостаточное развитие туристических кластеров, курортных и рекреационных зон, слабый приток инвестиций
Необходимо пересмотреть пропорции софинансирования по Федеральной целевой программе, увеличить долю государственного финансирования, расширить перечень расходов, финансируемых из ФЦП, кроме инфраструктуры (дорог, газа, воды) включить собственно туробъекты. В региональные программы субсидирования и лизинга для малых предприятий включить расходы на развитие различных туристических направлений – сейчас там только экофермы и покупка автобусов. Необходимо выделить туристическую инфраструктуру как самостоятельную отрасль для софинансирования не только в туристической ФЦП, но и в программах по поддержке малого предпринимательства.

Чтобы обеспечить приток инвестиций, необходимо разработать самостоятельную программу по поддержке строительства объектов туристической инфраструктуры. Это кредиты, лизинг оборудования, целевые субсидии, налоговые льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, в привязке к обязательствам инвестора по сохранению туристического профиля объекта.

Проблема 3. Земельные налоги, стоимость подключений, финансовая нагрузка на объекты туризма
Необходимо выделить в Земельном кодексе и в смежных нормативах объекты туристической инфраструктуры – пансионаты, дома отдыха, отели, хостелы и т. д. и предусмотреть льготы при расчете земельного налога от кадастровой стоимости (отнести к п. 1 ст. 394 НК РФ – 0,3 %). Земли рекреационного назначения – санатории, экологические парки, курортные зоны – освободить от земельного налога. В некоторых регионах действуют региональные льготы, нужно систематизировать эти льготы и выделить приоритеты для отдельных земельных участков, предназначенных для развития туризма.

В продолжение. То же самое касается стоимости присоединений – газ, электричество, водоснабжение, стоимость согласований. Необходимо дать поручение губернаторам о проработке реальных финансовых льгот по обеспечению инфраструктуры, по крайней мере, в части региональной компетенции.

Проблема 4. Цена отдыха на отечественных курортах, высокая цена проживания
Необходимо включить в налоговый вычет по НДФЛ стоимость размещения в санаториях, пансионатах, детских лагерях отдыха, курортных отелях (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ). Включить стоимость проживания, а не только лечения.

Ускорить принятие законопроекта о внесении изменений в НК РФ, о возможности отнесения предприятием на затраты оплаты отдыха, санаторно-курортного лечения и организации туризма в РФ сотрудникам.

Необходимо снизить издержки средств размещения – снизить ставку НДС для гостиниц и иных средств размещения. Установить минимальный налог на имущество для объектов недвижимого имущества, используемых гостиницами и иными средствами размещения (ст. 378.2 НК)

Проблема 5. Недостаточное продвижение туристических маршрутов и региональных объектов туризма
Необходимо развитие межрегиональной программы продвижения, включение программы продвижения брендовых маршрутов в ФЦП.

Регионы стараются оставлять деньги внутри себя, поэтому и дают наружную рекламу своих курортов на своей же территории. Это абсурд. Необходима федеральная программа обмена наружной рекламой и информацией в ТИЦах, позволяющая рекламировать объекты, курорты, события в соседних регионах и по всей стране. Некоторые попытки в Ростуризме были, но не очень удались.

Проблема 6. Путаница в классификации гостиниц и иных средств размещения
Необходимо ускорить принятие законопроекта об обязательной классификации КСР. Предусмотреть механизмы административного контроля, провести компанию по популяризации системы классификации среди гостиниц, в том числе малых и специализированных средств размещения.

Проблема 7. Острая нехватка автобусов
Необходимо обнулить ввозные таможенные пошлины на автобусы Евро 5,6. Отменить отложенное ограничение на использование автобусов старше 10 лет на детскую перевозку.

Проблема 8. Недостаточно развитая придорожная инфраструктура для самостоятельного путешествия и развития караванинга
Необходимо проработать потребность и провести обустройство, определить принадлежность земли, выявить освободившиеся участки (например, заброшенные пункты ДПС), привлечь инвесторов и сделать программу обустройства по приоритетным маршрутам.

Проблема 9. Отсутствие полноценной сертификации пляжей, недостаточное количество обустроенных пляжных территорий
Необходимо разработать федеральные стандарты туристических общественных пляжей, провести экспертизу, посчитать имеющиеся, выявить заброшенные, определить собственность земель и прилегающих дорог, разработать инвестиционные предложения для стимуляции развития прилегающих водных территорий. Ликвидировать препятствия доступа к пляжам.

И в завершение. Необходима стратегия развития туристической индустрии как минимум на 10 лет. Межведомственная. С учетом включения объектов культурного наследия в туристический оборот. Принятая и утвержденная на высоком иерархическом уровне, с планом-графиком реализации и определением ответственных ведомств за отдельные задачи. Для реализации стратегии необходимо создание самостоятельного министерства по развитию туризма.

Автор Георгий Мохов 

Источник: онлайн-журнал hotline.travel, 29/06/2017

Назад к списку

Обратная связь

Введите символы изображенные на картинке

перезагрузить код

Все поля обязательны для заполнения

Обучение «Тревел Эксперт»

Дата Название семинара Время Стоимость
18 января 2024 года ВЕБИНАР! Электронная путевка. Первая практика применения. Изменение договорных отношений. Сроки, порядок и обязанность передачи сведений в ГИС ЭП. Интерфейс информационной системы 11:30 (Мск) 1 000 руб.
8 декабря 2023 года Актуальные проблемы практики налогообложения и бухгалтерского учета в 2023 и 2024 годах 3 часа 3 500 руб.
30 ноября 2023 года ВЕБИНАР! «Электронная путевка»: Отсрочка закончилась 15 ноября 2023 г., какие действия необходимо предпринять туроператору и турагенту? Кто обязан передавать сведения в ГИС ЭП. Ответственность за нарушение порядка передачи данных. Технические условия подк 11:30 (Мск) 1 000 руб.
23 ноября 2023 года ВЕБИНАР! Безопасные онлайн-продажи: маркировка рекламы и защита от требований правообладателей 11:00 - 13:00 1 000 руб.
Запись вебинар от 13 июля 2023 года Риски электронной торговли в туризме. Электронный договор-оферта и Правила обмена информацией туроператор-турагент-турист в электронной форме. Электронная путевка, обязанности и последствия - с 1 сентября 2023 года 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 18 мая 2023 года Авторские права в туризме: защита и соблюдение 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 26 апреля 2023 года Электронный договор. ОФЕРТА. Электронная путевка 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 2 ноября 2022 года ВЕБИНАР Правовые последствия форс-мажора в туризме 54 минуты 500 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Юридические особенности организации проектов экотуризма на особо охраняемых природных территориях 90 минут
по запросу РЕГИОНАМ! ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЕБИНАРЫ И КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ