ГлавнаяПубликации в печатных и интернет СМИУстами юриста. На повестке дня – открытие мини-гостиницы и риски работы с жителями Крыма

Устами юриста. На повестке дня – открытие мини-гостиницы и риски работы с жителями Крыма

Турагенты и туроператоры постоянно сталкиваются с ситуациями, в которых требуется знание правовых норм. Советы по двум актуальным темам в этом номере дает юрист Георгий Мохов, руководитель ЮА «Персона Грата».

Проблема № 1. Легко ли открыть хостел?

Все чаще компании, которые занимаются приемом туристов в России, стараются отойти от посреднического характера работы: общению с партнерами они предпочитают открытие или покупку собственных объектов размещения. Но может ли туристическая фирма вести гостиничную деятельность, не меняя своего устава и не открывая новое юрлицо?

– Действительно, такая тенденция есть. И особенно это касается столицы, которая переживает настоящий бум хостелов и мини-гостиниц. Если отвечать на этот вопрос кратко, можно ограничиться одной репликой: да, может.

У нас деятельность хостелов отдельно не лицензируется, специальных разрешений от государства на нее не нужно. Достаточно включить гостиничную деятельность в перечень уставных услуг.

Но это не значит, что работа хостелов или других коллективных объектов размещения не регулируется законом. Ваша деятельность должна соответствовать последней редакции «Правил предоставления гостиничных услуг» и целому набору специфических норм и правил различных ведомств. Это вопрос серьезный, касающийся и безопасности постояльцев, и санитарии, и требует участия специалистов, которые занимаются разрешительной документацией подобного рода. Отнестись к этому вопросу стоит очень внимательно: нередки случаи, когда те же пожарные инспекторы опечатывали помещения, из-за чего владельцы терпели большие убытки.

О начале гостиничной деятельности нужно в установленном порядке уведомлять Роспотребнадзор. Есть и другие нюансы гостиничного бизнеса, которые его легальный вариант превращают в достаточно сложную деятельность: необходимость постоянно контактировать с миграционной службой, повышенные требования к сотрудникам – так, большая часть из них будет обязана получить медкнижки.

Также объект нужно будет оценить по системе классификации гостиниц и других средств размещения, действующей на территории РФ.

Кто-то выбирает нелегальный путь, оформляя хостелы или мини-гостиницы как жилое помещение и позиционируя себя как арендодателя. Этот бизнес может продержаться на плаву довольно долго. Органы власти ведут мониторинг, подобные объекты вычисляют по внешней рекламе, по онлайну, но есть одна проблема – в жилые квартиры ни сотрудники Роспотребнадзора, ни пожарные, ни чиновники из других ведомств не вправе заходить против воли владельцев. И обычно эти гостиницы спокойно существуют до тех пор, пока не начнутся конфликты с соседями и управляющей компанией. А у них причин для беспокойства будет немало: постоянный шум на лестничной клетке, проблемы с электросетью и газопроводом, на которые приходится большая нагрузка.

Сейчас власти Москвы пытаются нормативно повлиять на таких недобросовестных отельеров, однако на данный момент конкретных документов, направленных против «жилого» гостиничного бизнеса, нет.

Проблема № 2. Прописка – Крым

С появлением в составе России Крыма многие турагенты, в частности те из них, кто работает с Краснодарским краем, столкнулись с беспрецедентной проблемой. С одной стороны, визы тем крымчанам, которые уже получили загранпаспорта, многие консульства обещали не давать. С другой стороны, в загранпаспортах РФ не пишется место прописки, а копию внутреннего паспорта для оформления виз просят далеко не все ТО. Как защитить себя от претензий клиента, которому могут не дать визу?

– Это только на первый взгляд проблема кажется новой. Конечно, антураж необычный: с одной стороны, многие страны уже заявили о том, что не будут признавать российские паспорта крымчан, с другой – а как понять по этим паспортам, что они принадлежат именно крымчанам, если местом рождения у большинства значится просто СССР? Но на практике все упирается в уже привычные приложения и дополнения к договору с туристом.

Риски лежат на самом туристе. Я бы на всякий случай рекомендовал туристическим фирмам, которые принимают документы, в договоры включить отдельным пунктом – либо оформить приложением к договору и ознакомить туриста под роспись – необходимость приобретения страховки от невыезда и указания о том, что консульские службы могут без какой-либо объективной причины отказать в выдаче визы или задержать эту выдачу.

То есть агент должен предупредить туриста, предложить ему страховку от невыезда – обязательно нужно посмотреть, чтобы в перечне страховых случаев был не только отказ в выдаче визы, но и задержка выдачи визы. И, как я говорил выше, необходимо прописать зону своей ответственности в договоре.

Автор: Елена Срапян

Назад к списку

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения