ГлавнаяПубликации в печатных и интернет СМИКак спасти отпуск от туроператоров

Как спасти отпуск от туроператоров

«Ланта­тур», прогоревшая в 2012 году, запустила целую череду банкротств туристических фирм и операторов. Этим летом печальная история повторяется – сразу несколько турфирм заявили о приостановке своей деятельности. 
Первой стала одна из старейших отечественных компаний в этой сфере – петербургская «Нева». Ее судьбу повторила «Роза ветров Мир». Петербургский туроператор «Экспо­тур» также ушел с рынка. Следом туроператор «Лабиринт» объявил о приостановке деятельности со 2 августа. Через три дня, 5 августа, о приостановке своей деятельности объявила Группа компаний «ИнтАэр», входящая во вторую десятку крупнейших туристических фирм РФ. Компания «Сургуткурорт», работающая в ХМАО, заявила о приостановке своей деятельности 13 августа. На следующий день, 14 августа, Ростуризм сообщил, что питерская туристическая компания «Ветер странствий» приостановила деятельность в связи с исчезновением гендиректора. Таким образом с начала июля уже семь туркомпаний объявили о приостановке своей деятельности.
В результате разорений турфирм пострадали десятки тысяч человек: кто­то, оплатив туры, не смог выехать на отдых, а кто и застрял за границей – с неоплаченными гостиницей и обратными. 


Причины обанкротившиеся турфирмы называют самые разные. Например, гендиректор «Невы» назвал одной из причин краха компании «плохой туристический сезон», вызванный, в том числе, запретом выезда за рубеж сотрудников силовых структур и госслужащих, которые составляли значительное число клиентов турфирмы. Руководство «Экспо­тур» уверяет, что проблемы начались из­за круиза по Черному морю. Теплоход «Адриана» должен был зайти в порты Новороссийска, Ялты, Сочи, Севастополя и Стамбула, однако в этом сезоне владелец судна – карибская компания Adriana Shipping LTD – изменил маршрут, оставив только Севастополь и Стамбул, и многие туристы потребовали вернуть деньги. Группа компаний «ИнтАэр», представленная двумя юридическими лицами – ООО «ИнтАэр», ООО «ИнтАэр Трэвел», объяснила приостановку работы падением спроса и покупательской способности в связи с ростом курса валют и негативной политической ситуацией. Компания «Лабиринт» ссылается на экономическую ситуацию, повлиявшую на количество бронирований, а также смещение принципа подачи заявок – подавляющее большинство бронирований делалось за незначительный период до вылета (так называемые горящие туры). Что касается последней прогоревшей компании – «Ветер странствий», проработавшей на рынке семь лет, и специализировавшейся на специальных, тематических и экзотических турах премиум­класса – французская Полинезия, Сейшелы, Маврикий и тому подобные направления, то ее руководство попросту сбежало, оставив долги и... заявление на отпуск. 
Вернуть деньги за путевки смогут далеко не все клиенты разорившихся фирм. Если случай признан не страховым – про компенсации можно забыть.
Так в чем истинная причина частых разорений в туротрасли? И что делать, если вы купили путевку у будущего банкрота? 
«Компании банкротятся по причине множества факторов, – считает председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. – Сейчас это падение спроса достаточно заметное, особенно по европейским направлениям, идет некоторое повышение курса евро, который сильно повлиял на стоимость турпродукта в Европу. Потом, конечно же, политическая обстановка влияет на принятие решения о поездке.
То есть люди задумываются о том, что вдруг не дадут визу, а вдруг не выпустят, а вдруг карточка банковская не будет работать и так далее, затаиваются всякие тревоги, и выбирают просто другое направление поездки. Потом запрет на выезд отдельных категорий граждан, силовиков, милиции, Министерства обороны, чиновников, причем это часто касается и членов их семей, и это очень сильно повлияло на загрузку летних лагерей, в Болгарии, например.
Соответственно, туристические компании, которые во многом работали с детским отдыхом, сейчас испытывают достаточно серьезные сложности. Туристический бизнес чрезвычайно зависим от внешних обстоятельств, политических, природно­климатических, техногенных. Акула какая­нибудь покусает туриста на Красном море – и падение спроса на 20 процентов».
Кроме внешних факторов, есть еще внутренние, то есть технологии работы самой туристической компании. Устаревший механизм управления, отсутствие гибкого подхода к выбору доходных направлений, слабый менеджмент, старорежимная система управления финансами и учетом. Если, например, говорить о компании «Нева», то это достаточно устаревшая, в принципе, система управления, схема функционирования туроператорской компании. Современные туроператорские компании работают на совершенно других технологиях, а эта компания пришла фактически из советского периода, считает эксперт.
Соответственно, это не позволяет гибко реагировать на падение спроса, быстро закрывать недоходные направления, договариваться с партнерами о каких­то более выгодных условиях и так далее. Соответственно, ошибки в управлении в сочетании с внешними факторами и приводят компанию к дефолту, из которого вылезти она самостоятельно не может. Нужно кредитоваться, кредитов не дают, поскольку у компании нет активов, нет имущества, нечем обеспечивать, добавил Георгий Мохов. Нужно вовремя, скрепя сердце, стиснув зубы, приостанавливать, как они всегда говорят, свою деятельность. 
А теперь небольшой инструктаж от наших экспертов: что делать человеку, который уже оплатил тур или даже находится в путешествии, когда его оператор объявляет о своем банкротстве.
Андрей Гаврилов, президент НП «Альянс туристических агентств»: «Здесь два совершенно разных сценария. Для тех, кто уже находится за рубежом, необходимо по всем возможным каналам связаться с объединением «Турпомощь» для того, чтобы обеспечить себе возвращение обратно, если с этим возникают проблемы, а по возвращении идти к туроператору, подавать заявление. Если туроператор отказывается удовлетворять жалобу, то с этим документом необходимо тут же отправляться в страховую компанию, которая выдала финансовое обеспечение. А тем, кто не успел еще выехать, необходимо обратиться к туроператору, чтобы получить соответствующий документ, подтверждающий отказ туроператора в удовлетворении претензии, и снова обращаться в организацию, оформившую страховое обеспечение».
Георгий Мохов: «Для тех, кто находится за рубежом, у нас действует компенсационный фонд Ассоциации туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Если у туриста оплачено проживание, но не оплачен авиабилет, и он не хочет оставаться по месту отдыха, то Ассоциация туроператоров обязана эвакуировать его за счет средств компенсационного фонда, вернуть на родину.
Для тех, кто не улетел отсюда, то есть у него тур оплачен, но не предоставлен, существует другой инструмент – это страхование гражданской ответственности туроператоров, то есть требование о возмещении причиненного ущерба можно предъявлять страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность туроператора. У той же «Невы» – это страховка на сумму 454 миллиона рублей. По идее должно хватить, если страховщик выдержит такую страховую выплату в принципе. Но сам по себе инструмент страхования работает и уже применялся неоднократно, что в какой­то степени снижает горечь утраты».

Назад к списку

Обратная связь

Введите символы изображенные на картинке

перезагрузить код

Все поля обязательны для заполнения