ГлавнаяСтатистикаПотери из-за санкций: минус 10% бизнес-туристов для московских отелей

Потери из-за санкций: минус 10% бизнес-туристов для московских отелей

Российские гостиницы крупных городов, ориентированные на бизнес-туризм, крайне зависимы от состояния экономики страны. Так московские отельеры из-за санкций потеряли до 10% бизнес-туристов. Эту ситуацию на страницах газеты ВЕДОМОСТИ анализирует Марина Смирнова - партнер, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield.

Пока ВВП активно рос, спрос на гостиницы рос еще более высокими темпами: средние цены продажи номеров увеличивались на 15-25% в год. В кризисные 2008-2009 годы ситуация существенно изменилась. Отельерам Москвы и Санкт-Петербурга даже за благополучные 2010-2011 годы так и не удалось выйти на докризисные показатели доходности на номер. Региональные рынки, на которых дефицит качественного предложения был особенно заметным, восстановились быстрее. Исключением стали города, где было одновременно выведено несколько крупных отелей, как это случилось в Екатеринбурге, Казани, Владивостоке и Сочи.

Остались без туристов
Уже в начале 2014 г. московские отели почувствовали снижение спроса со стороны гостей из стран Европы и США. К осени ситуация усугубилась: отменялись бронирования конференций с международным участием, индивидуальные бронирования. Однако в целом ситуация со спросом оказалась не столь катастрофичной: загрузка качественных столичных гостиниц снизилась на 7,5%(в зависимости от сегмента — от 3 до 9,7%).
Зато цены продаж просели существенно: к сентябрю этого года они снизились на 11,8% по отношению к предыдущему (по сегментам снижение было от 9,2 до 17,5%). Причина падения цен — не только в сокращении спроса, но прежде всего — в ослаблении рубля.
В Санкт-Петербурге наблюдались схожие тенденции, и там рынок качественных отелей потерял к сентябрю 20% по доходности на номер. Туристический сезон в этом году оказался значительно хуже предыдущих — снижение цен с мая по сентябрь составляло до 50% по сравнению с прошлым годом при более низком (минус 10-15%) уровне загрузки отелей Северной столицы. 

Прививка от кризиса
На этом фоне региональные гостиничные рынки, даже достаточно перегретые, как рынки Казани или Екатеринбурга, показали более высокую устойчивость к кризису. Ориентированные в первую очередь на внутренний спрос (российские командированные клиенты составляют до 90% загрузки отелей в регионах) гостиницы в крупных российских городах практически не потеряли своих клиентов. А стоимость размещения, показывая снижение в долларовом выражении, в рублях оставалась на уровне 2013 г. и даже повышалась. В выигрышном положении оказались среднеценовые отели: они получили не только новых клиентов, но и большую доходность в рублях.
Мы полагаем, что региональные рынки, на которых пока сохраняется нехватка качественного предложения, а спрос формируется российскими клиентами, будут более конкурентоспособными по сравнению со своими столичными аналогами, которым приходится бороться за новые рынки, в том числе Юго-Восточной Азии, Турции и Китая.

Впереди Европы всей
В России, по данным Росстата, в 2013 г. было 14 571 коллективное средство размещения, включая гостиницы, специализированные средства размещения и санатории. Общий объем номерного фонда в стране составлял 599 741 номер. Это примерно столько же, сколько имеется номеров в отелях Германии или Испании, и немного больше, чем предлагает такой лидер туризма, как Франция.
За последние 10 лет количество номеров в гостиницах и прочих средствах размещения России увеличилось на 151 000, было построено более 6000 объектов. То есть каждый год в стране вводилось около 600 новых отелей. Это неплохие темпы роста, учитывая, что до 2005 г. в России число средств размещения сокращалось за счет устаревания советских гостиниц.
Несмотря на количественный рост, далеко не все объекты соответствуют международным представлениям о качественных услугах. К таким мы относим объекты средней и более высокой вместимости, построенные или реконструированные в течение последних 10 лет, предлагающие комплексную услугу, включая проживание, питание и проведение мероприятий, а также имеющие профессиональное управление. Как показывают наши исследования, в настоящее время в России только 10% всего номерного фонда, или 65 700 единиц, является качественным. Большинство из них (57%) — гостиницы, управляемые профессиональными операторами.
В такой ситуации сравнение количества отелей уже не в пользу России: объем номерного фонда в качественных комплексах Великобритании (321 000) почти в 5 раз превосходит российский показатель, в Германии (167 000) — в 2,5 раза, в Испании и Франции качественных гостиничных комнат в 1,5 раза больше. Очевидно, что России есть куда расти.
Конечно, туристов, приезжающих в европейские страны, гораздо больше, чем желающих посмотреть Россию. Однако известно, что новые номера способны в разы увеличить поток прибытий в город. Например, в Екатеринбурге в 2009-2010 гг. количество номеров на рынке увеличилось на 41%, в 2011 г. число ночевок возросло на 84%, а гостей — на 82%. В Казани рост количества номеров также сопровождался увеличением гостей и ночевок. Количество комнат в отелях стало больше в 2 раза, а размещенных в гостиницах лиц — в 2,5 раза.
Как показывает наш анализ заявленных проектов, количество номеров, находящихся под управлением профессиональных гостиничных операторов, возрастет к 2020 г. на 28 700 единиц. Доля региональных проектов увеличится с 36,5 до 43%, откроются новые рынки, где ранее качественные гостиницы вообще не были представлены. А спрос постепенно будет перетекать от центра — Москвы и Санкт-Петербурга, где сегодня сконцентрировано 63,4% всего качественного гостиничного предложения, на периферию, вплоть до самых отдаленных регионов. 

Экономичные бренды
Российский гостиничный рынок, как показывает анализ новых проектов, становится более зрелым, локомотивом его развития становится экономичный сегмент. Еще 10 лет назад мы говорили о необходимости открывать в регионах России гостиницы для туристов стоимостью не более $80 за номер с завтраком, но тогда мало кто в это верил. Сейчас это реальность: такие бренды, как Ibis, Hampton by Hilton, Express by Holiday Inn вышли на рынки Москвы, Санкт-Петербурга и региональных городов. Гостиницы, имеющие известный международный бренд, сразу становятся лидерами местных рынков и устанавливают более высокие цены, чем в европейских странах. Это возможно, пока региональные рынки не насыщены качественным бюджетным предложением.
Появление новых брендов в регионах приводит к сокращению ценового разрыва между сегментами: например, на рынке Москвы разница между средними ценами продажи в гостиницах уровня upper-upscale и midscale составляет $140, или 130% (на конец 2013 г.), а в Екатеринбурге «премия» за качество на тот же период не превышала 40%. Дестабилизация рынка вследствие экономических или иных проблем сокращает эту разницу до 15-16%. Очевидно, что в таких условиях бренды верхнего ценового сегмента проигрывают по экономике среднеценовым и экономичным брендам.
Пока драйвером развития верхнего сегмента рынка гостиниц выступало государство: для крупных мероприятий международного масштаба в региональных центрах строились отели высокого уровня цен и качества. В их числе отели уровня upper-upscale (Swissotel, Hyatt Regency) в Екатеринбурге и Владивостоке и luxury (Solis, Capella) в Сочи. Они взяли на себя задачу формирования новых для локального рынка категорий спроса, что всегда непросто.
В перспективе нас ждут не только расширение гостиничного рынка и миграция качественных отелей в регионы, но и более четкая сегментация, в первую очередь региональных рынков. Максимальный прирост ожидается в экономичном сегменте — рост в 3 раза по количеству объектов.

Назад к списку

Обратная связь

Введите символы изображенные на картинке

перезагрузить код

Все поля обязательны для заполнения