Туроператор отказался аннулировать выписанный авиабилет заболевшему туристу. Есть ли шанс вернуть средства за тур в полном объеме?
Участница турагентского сообщества Loyalty столкнулась с отказом туроператора аннулировать билет заболевшему туристу. Несмотря на медицинскую справку, подтверждающую болезнь, клиентам было предложено направлять запрос на минимизацию стоимости тура уже после его окончания. Правомерно ли повел себя оператор, и поможет ли в этом случае страховка от невыезда, разъяснил юрист.
«Двое туристов забронировали тур за рубеж, дополнительно оформили страховку от невыезда, — рассказала турагент редакции Profi.Travel. — Накануне вылета сообщили, что поедет только один: второй заболел. Выслали медицинскую справку в качестве подтверждения. Я получила от клиента письменное заявление и направила туроператору письмо с просьбой внести изменения в заявку.
В компании нам ответили, что смогут удалить одного туриста из всех услуг, кроме билета на отдых, без изменения стоимости тура. А уже после окончания поездки необходимо будет направить запрос на минимизацию. Что касается авиабилетов из России, то они уже выписаны и внесение изменений по ним невозможно технически.
Может ли теперь турист вернуть деньги по страховке от невыезда, если оператор не аннулировал билет на пассажира? И насколько правомерны действия туроператорской компании? Ведь на сайте Роспотребнадзора указано, что при покупке авиабилетов, в том числе и по невозвратным тарифам, пассажир может вернуть средства в случае вынужденного отказа от перелета в связи с болезнью члена его семьи, совместно с ним следующего на воздушном судне».
Как разъяснил частнопрактикующий юрист в сфере туризма Денис Поляков, после получения письменного заявления туроператор обязан был совершать полное войдирование, т.е. отмену выписки билета и аннуляцию заказа на одного из двух туристов.
«Безусловно, существует временной интервал, в течение которого можно отменить выписку авиабилетов, и у каждой авиакомпании он свой. Однако, судя по предоставленной турагентством переписке с оператором, последний в своем ответе лишь косвенно ссылается на невозможность войдирования. Не присылает ссылку на правила перевозчика, скрины экрана, которые бы подтверждали, что отмена уже невозможна. Это — основание для признания бездействия со стороны туроператора», — уточнил он.
Юрист добавил: согласно типовым нормам агентского договора с туроператором, любая переписка, сообщения в личном кабинете (а также по электронной почте) являются юридически значимыми и именно с ними связаны гражданско-правовые последствия (ст.165.1 ГК РФ).
По словам юриста, поскольку отказ туриста от поездки был вынужденным — по причине болезни, — то денежные средства за услугу подлежат возврату в полном объеме. На это указывает Роспотребнадзор в своем письме, ссылаясь на ст. 108 Воздушного кодекса РФ.
Что касается ответственности туроператора по чартерной перевозке, согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», «по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, подчеркивает юрист.
Таким образом, туроператор обязан произвести возврат денежных средств за несостоявшуюся авиаперевозку заказчику в полном объеме, заключил Денис Поляков. Он добавил, что обращение в страховую возможно в том случае, если туроператор докажет, что услуги (оплаты) являются невозвратными. «Если туроператор отказывается производить возврат денежных средств, стоит направить претензию и после уже в принудительном судебном порядке решать спор», — сказал он.
Источник: Profi.Travel, 01/04/2024
-------------------
Юридическое агентство «Персона Грата» помогает оперативно оформить СТАТУС ТУРОПЕРАТОРА
• Оформление статуса туроператора - 10 000 руб.
• Продление в Едином федеральном реестре туроператоров (для впервые обратившихся компаний) – 5 000 руб.
• Внесение изменений в ЕФРТ - 3 000 руб.
• Внесение (восстановление после исключения) в ЕФРТ - 10 000 руб.
! НЕ ДОПУСКАЕТСЯ осуществление туроператорской деятельности организациями, не внесенными в ЕФРТ
• Фингарантия по внутреннему и/или въездному туризму. Страхование ответственности туроператора на 500 000 руб. Стоимость страховки 18-20 тыс. руб.
• Фингарантия на 50 млн. руб. для туроператоров по выездному туризму. Страховой тариф от 3%
• Фингарантия по выездному туризму на 10 млн руб. для туроператоров, исключенных из ЕФРТ по выездному туризму в связи с непредоставлением финобеспечения на новый срок. Стоимость страховки составит от 360 тыс. руб.
Наши контакты: WhatsApp +7 (495) 921-3047 или zakaz@persona-grata.ru
Специальные предложения
NEW! Комплект БЫСТРЫЙ СТАРТ по спеццене
Комплект типовых форм договоров «БЫСТРЫЙ СТАРТ» по России. Для тех, кто хочет успеть к летнему сезону!
ВЕСЕННЯЯ СКИДКА на договоры до 30 апреля 2024 года
Удобный для работы комплект типовых форм договоров ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ АВТОРСКИХ и АКТИВНЫХ ТУРОВ по специальной цене
Договоры ТУРЫ ПО РОССИИ + Активный туризм
Комплект типовых форм для заключения с клиентами и партнерами - ТУРЫ ПО РОССИИ с ВЕСЕННЕЙ 20% скидкой. Предложение действует до 30 апреля 2024 года
Договоры ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ДЕТЕЙ со скидкой
Объявляем весенние скидки на полезные типовые формы договоров! Комплект договоров ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ДЕТЕЙ (по РФ) по специальной цене Предложение действует до 29 марта 2024 года.