Георгий Мохов: авиаперевозчики пытаются снять с себя ответственность
Между тем ситуация в столичных аэропортах накаляется. И в "Домодедове", и в "Шереметьеве" до сих пор томятся сотни пассажиров, уже зафиксированы первые драки. Пассажиры требуют, чтобы сотрудники вышли к ним с разъяснениями режима отправки рейсов. Корреспондент "Интерфакса", который также находится в аэропорту, сообщает, что происходящее там похоже то ли на картину о революции, то ли на фильм ужасов. Обсудить сложившуюся ситуацию "Вести ФМ" решили с руководителем правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгием Моховым, он сейчас находится в нашей студии. Здравствуйте, Георгий!
Мохов: Добрый вечер!
"Вести ФМ": Самое ужасное в этой ситуации – это, пожалуй, отношение к людям и именно оно так возмущает. Неужели по другому нельзя было все это организовать?
Мохов: На мой взгляд, это тоже полное безобразие. То, что наши аэропорты опять не готовы к форс-мажорным ситуациям, хотя всем понятно, что мы живем в северной стране и такого рода ситуации нужно не только предвидеть, но и всеми возможными способами предотвращать, то есть заготовить необходимое количество еды, воды и одеял, в конце концов, раскладушек.
"Вести ФМ": Ну, или, по крайней мере знать, где быстро ее взять хотя бы, не держать постоянно, но понимать, где можно взять.
Мохов: Безусловно. Во всех цивилизованных странах мира задержки авиарейсов каким-то образом нивелируются добропорядочным отношением к пассажирам.
"Вести ФМ": Ну, вот, судебная практика какова в таких случаях? Вот, например, тот же "Аэрофлот" говорит, что это форс-мажор. На самом деле – это форс-мажор, то же самое погасшее электричество или это уже проблема самого аэропорта, что он не подготовился и не имел резервных мощностей?
Мохов: Конечно, это безусловно, это можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, есть соответствующие юридические характеристики таким событиям. Но нужно иметь ввиду, есть специальные нормы права, предусмотренные в отношении конкретно авиаперевозки. Есть федеральные авиационные правила, которые четко устанавливают обязанность перевозчика – обеспечить комфорт ожидания пассажиров, предоставить напитки, питание, проживание, комнату матери и ребенка. Конечно, очевидно, совершенно, что в таком катаклизме невозможно всех поселить в гостиницу и детей больше, чем размер комнаты матери и ребенка. И, когда авиаперевозчики говорят о форс-мажоре, они имеют в виду, что они будут освобождены от ответственности. А какая ответственность в данном случае наступает? Компенсация морального вреда в первую очередь. Нравственные и физические страдания. Кроме всего прочего – колоссальные убытки. Кто-то опоздал на стыковку, кто-то потерял время отдыха. Кто-то не успел на свадьбу. Понимаете? У каждого свои обстоятельства. И те люди, которые летят, они планировали свое будущее на какой-то промежуток времени. И когда перевозчики начинают говорить о форс-мажоре, они (в скобочках) …
"Вести ФМ": Тем самым пытаются снять с себя ответственность.
Мохов: Да, они пытаются сразу всем показать, что они ни за что платить не собираются и не готовы. И здесь очень важно понимать – насколько перевозчик или аэропортовые службы приняли участие в минимизации последствий этой ситуации. В судах это и доказывается.
Вести ФМ