ГлавнаяНовости Новый туристический закон принят Думой в первом чтении

Новый туристический закон принят Думой в первом чтении

Вчера Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об усилении ответственности участников рынка туризма и правовой защиты туристов, выезжающих за пределы России.
Голосование было практически единогласным, хотя в ходе слушаний звучали заявления о необходимости его пересмотреть. «За» проголосовали 439 человек, «против» и «воздержались» – по одному голосу. Все необходимые поправки ко второму чтению документы депутаты должны внести в течение 30 ближайших дней. Соответственно очередное рассмотрение может состояться в конце марта или начале апреля.

В частности, в соответствии с документом предлагается особый фонд персональной ответственности каждого оператора выездного туризма, за счет средств которого будут оплачиваться мероприятия по оказанию экстренной помощи его клиентам. Основой таких фондов станет обеспечение (например, банковская гарантия), предоставленное самими туроператорами, из расчета минимум 100 руб. на одного ожидаемого туриста. В случае нехватки средств в персональном фонде расходы на оказание помощи попавшим в беду туристам возьмет на себя общий резервный фонд, в который каждый туроператор должен будет внести вступительный взнос в 100 тыс. руб. и в дальнейшем доплачивать ежегодного еще 100–500 тыс. руб. в зависимости от числа туристов. 
Размер финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма, в соответствии с поправками, увеличивается с 2016 года минимум до 50 млн руб.
Кроме того, устанавливается прямой запрет на осуществление деятельности туроператорами, не включенными в особый реестр.
Руководителям и главным бухгалтерам туроператоров запрещается иметь неснятую или непогашенную судимость – при ее наличии в реестр компанию не внесут. ​​
Устанавливаются и дополнительные меры государственного надзора и контроля туроператорской деятельности. В частности, такой мерой должен стать обязательный ежегодный аудит туркомпаний.
За нарушение предусмотренных новым законопроектом требований компаниям будут грозить штрафы в размере до 10 млн руб., а их руководителям – дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.
Кроме того, как сообщает канал РБК, Уголовный кодекс планируется дополнить нормой, в соответствии с которой работа турфирмы без внесения в реестр может закончиться для ее руководителя лишением свободы на срок до пяти лет. «Существующий сегодня туристический хаос предлагаемые меры до конца не отрегулируют. Да, они вводят дополнительные гарантии, но полностью вопрос не решают. Мы принимаем дополнительные меры, создаем резервный фонд для исправления ситуации, вводим электронные путевки, все это можно назвать борьбой с последствиями», – заявил председатель думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. По его словам, необходимо вводить более жесткие требования. В частности, у каждой туристической путевки должен быть идентификационный номер для того, чтобы на официальном сайте Ростуризма любой турист мог проверить состояние дел со своей путевкой и узнать, оплачены ли билеты, проживание и т.д.
«Второе – необходимо сделать публичным перечень всех туроператоров России и обязательно ввести понятие «коэффициент доверия». Это рейтинг на основе тех оценок, которые смогут ставить туристы, пользуясь тем же идентификационным номером путевки (во избежание «накруток»). Я лично сталкивался с плохой работой и возмутительно невежливым отношением представителей туроператоров и им в коэффициенте доверия поставил бы «двойку». Напротив, коэффициент доверия добросовестных туроператоров будет повышаться», – пояснил Нилов.

Комментарии экспертов:

  • Григорий Ивлиев, замминистра культуры России,  уверен, что закон даже в его нынешнем виде будет способствовать росту доверия к турбизнесу со стороны туристов и повышению прозрачности отрасли в целом, и полагает, что часть игроков уйдет с рынка, но монополизации не произойдет. Увеличение минимального размера фингарантий с 30 млн. до 50 млн. также не кажется заместителю министра слишком обременительным для турфирм, так как эта мера «соответствует текущей инфляции и девальвации, а реальные расходы туроператоров не изменятся».
  • Игорь Руденский, глава Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, в целом поддержал законопроект, однако предложил его доработать ко второму чтению. "Такие положения, как повышение размера фингарантий, создание фонда персональной ответственности, исключение из реестра туроператоров за неверный прогноз числа туристов за год, рынку только навредят". Но поддерживает идею саморегулирования туроператорской деятельности. 
  • Лидия Михеева, представитель Общественной палаты: "настораживает предлагаемый законом завышенный порог входа на туристический рынок – для многих игроков он окажется просто непреодолимым". 
  • Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ: «Конкретные правки будут обсуждаться только на втором чтении, которое состоится не раньше, чем через месяц. К этому времени законопроект будет доработан с учетом замечаний Комитета Госдумы по экономической политике и финансовому рынку. Что касается предложений РСТ, АТОР и других отраслевых объединений, то мы надеемся, что сможем добиться их включения в законопроект. Как раз на следующей неделе в Госдуме состоится совещание, на которым представители турбизнеса, Минкульта, Ростуризма будут обсуждать корректировки в текст поправок».
  • Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ: «Законопроект рассматривался в спешке, депутаты торопятся его принять, чтобы быстрее отчитаться о проделанной работе. При этом парламентарии совершенно не задумываются о последствиях: предложенные поправки не только не решат проблем туристического рынка, а еще больше усложнят ситуацию, заставят многих игроков уйти из бизнеса. Например, это касается формирования сразу двух фондов – резервного при «Турпомощи» и персональной ответственности операторов, а плюс к этому – еще и повышение минимального размера финансовых гарантий. Все это сейчас – абсолютно непосильная нагрузка на туроператоров. Депутаты, видимо, полагают, что туроператоры очень хорошо зарабатывают и могут легко внести 30 млн. рублей в фонд персональной ответственности, еще 500 тыс. заплатить за фингарантии и еще не менее 100 тыс. в резервный фонд. Но такие сборы и в лучшие-то времена нелегко давались операторам. А сейчас на рынке выездного туризма сложилась беспрецедентная ситуация, связанная, в том числе, с экономическим кризисом в стране. И это тоже необходимо учитывать в законотворческой работе».
  • Владимир Канторович, первый вице-президент АТОР:  «Нормы, предложенные в законопроекте, неисполнимы. Лидирующие страховые компании в принципе не собираются страховать туроператоров. Зачем же заявлять о мифических 3% или 5% почти от полного оборота компании? Ведь очевидно, что страховка у крупных компаний должна составлять от 500 миллионов до 3 миллиардов рублей. Застраховаться на такую сумму просто не у кого. Банк тоже не даст гарантию на эту сумму.
    АТОР в своих предложениях настаивает на том, чтобы исключить финансовые гарантии как обязательное требование для туроператоров в сфере выездного туризма, а взамен применить иной порядок формирования финансовой ответственности туроператора перед потребителями – фонды персональной ответственности туроператоров (из расчета 500 руб. с человека) и фонд коллективной ответственности (из расчета 100 руб. с человека).  Такой подход в обеспечении финансовой ответственности гарантирует от банкротства или недобросовестности страховой компании. Кроме того, потребитель будет уверен, что в любом случае может рассчитывать на компенсацию, так как деньги в фонде зарезервированы задолго до его поездки.
    Кроме того, необходимо исключить из законопроекта статьи, касающиеся обязательства турагентств работать только «от имени и по поручению туроператоров». Данная поправка не способствует и выработке механизмов оперативного разрешения чрезвычайных ситуаций, происходящих с российскими туристами за рубежом, а лишь декларативно защищает права туристов и косвенно ограничивает право российских граждан на отдых и свободу передвижения. Более того, это норма ударит по всем видам отдыха, в первую очередь по внутреннему туризму, который, как известно, переживает бум.
    Не менее важен и тот факт, что сокращение количества турагентств приведет к потере десятков тысяч рабочих мест, что в условиях нынешней экономической ситуации еще больше усугубит социальные проблемы, и в первую очередь в регионах.
    К непредсказуемым последствиям может привести также внедрение единой информационной системы электронных путевок. Аккумулирование в некой системе данных туристов (дата, место, сроки поездки, ФИО туристов и т.п.) противоречит целому ряду основных законов нашей страны, например, п.1 ст.23 Конституции РФ (неприкосновенность частной жизни). Ст.137 УК РФ предусматривает ответственность за сбор, хранение и передачу третьим лицам сведений о частной жизни граждан, а отдых – это частная жизнь.  Закон «О персональных данных» строго регламентирует сбор и хранение персональных данных граждан, а в системе предполагается именно собирать и хранить персональные данные туристов.
    Идея «электронной путевки» еще находится на стадии обсуждения, а усилиями заинтересованных ведомств уже предусмотрено выделение на нее десятков миллионов рублей. Это, мягко говоря, нецелевое расходование средств».
Назад к списку

Обратная связь

Введите символы изображенные на картинке

перезагрузить код

Все поля обязательны для заполнения