ГлавнаяНовостиОт Ростуризма ждут доработки правил обращения туристов за компенсациями в «Турпомощь»

От Ростуризма ждут доработки правил обращения туристов за компенсациями в «Турпомощь»

Ростуризм ответил на предложение Альянса туристических агентств возместить убытки клиентам двух экс-туроператоров («Юникорн», «Инфлот Круизы и Путешествия») из фондов персональной ответственности «Турпомощи». Туристы «вправе обратиться в ассоциацию "Турпомощь" в целях получения возмещения», – указано в письмах Федерального агентства.

Ответ Ростуризма на предложение Альянса туристических агентств возместить убытки клиентам двух экс-туроператоров из фондов персональной ответственности «Турпомощи»

Как сообщает Ростуризм, ФПО формируются участниками «Турпомощи» для возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения обязательств по договору о реализации турпродукта (статья 11.6 ФЗ № 132). При этом согласно Правилам выплат, утвержденным постановлением правительства № 1532 от 23 сентября 2020 года, реальный ущерб – это расходы, понесенные туристами именно в связи с неисполнением обязательств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1532 "Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма"

Факт причинения ущерба, казалось бы, не вызывает сомнений. В АТА подчеркивают, что обе вышеуказанные компании имеют долги за не состоявшиеся в 2020 году туры и не возвращают деньги. При этом обратиться к страховщикам несостоявшиеся туристы уже не вправе, так как Ростуризм исключил «Инфлот» и «Юникорн» из реестра туроператоров в связи с истечением сроков договоров страхования, а не по причине неисполнения обязательств. Случай нестраховой.

Альянс турагентств уже направил письма в «Турпомощь» с просьбой начать сбор требований о возмещении ущерба и разместить информацию для клиентов ООО «Юник» и «Инфлота» на своем сайте. В свою очередь, в «Турпомощи» сообщили, что подготовят информацию позже. «Пока никто не обращался. Мы сделаем всё, чтобы соблюсти интересы туристов», – отметили в ассоциации.

Парадокс в том, что четвертый пункт упомянутых выше Правил гласит: фактом причинения реального ущерба туристу считается дата, когда туроператор публично (через СМИ или на своем сайте) объявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения обязательств по проданным турам.

Обе компании таких заявлений не делали. Поэтому вопрос в том, как поступит «Турпомощь», открыт. С одной стороны, есть пострадавшие и целевой фонд для компенсаций. С другой – по Правилам ассоциация должна отказывать туристам. Кроме того, накопления в ФПО – это не деньги «Турпомощи», а собственность членов ассоциации. Согласно статье 11.6 ФЗ-132 «Турпомощь» вообще должна вернуть их владельцам «Юникорна» и «Инфлота», правда, «при условии выполнения им всех обязательств перед туристами по заключенным договорам о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма».

Очевидно, что такая ситуация ненормальна. Формируется практика, при которой Ростуризм тихо исключает из реестра туроператоров с истекшими фингарантиями и невыполненными обязательствами, при этом предназначенные для компенсаций туристам средства остаются незадействованными и просто хранятся в «Турпомощи», так как бывшие туроператоры не объявляют публично о неисполнении обязательств и сами не могут забрать эти деньги.

Размеры фондов «Юникорна» и «Инфлота» относительно невелики: 3 млн 800 тыс. руб. и 11 млн. руб., соответственно. Но в «Турпомощи» состоят и туроператоры с гораздо более солидными суммами – в десятки и сотни миллионов. Накопления будут увеличиваться, так как из-за отказа страховщиков продлевать договоры в 2022 году ФПО станет для подавляющего большинства туроператоров выездного туризма единственным реальным способом сохранить членство в реестре. Очевидно, что от Ростуризма ждут реакции на назревшую проблему: процедура компенсаций туристам из фондов персональной ответственности нуждается в доработке.

В противном случае будут возникать конфликты и сложные ситуации. Например, может получиться так, что в случае признания туроператора банкротом деньги для компенсаций туристам попадут в общий котел, распорядителем которого станет временный управляющий. В этом случае средства банкрота, в том числе ФПО, сначала пойдут на компенсации долгов перед бюджетом, затем перед сотрудниками и только в третью очередь – перед кредиторами, в том числе туристами. О таких сценариях ранее предупреждал и директор «Турпомощи» Александр Осауленко.

Между тем в отношении «Инфлота» процедура наблюдения, предшествующая банкротству, уже введена. 13 декабря истекает срок, до которого клиентам предлагается подать заявление на включение в реестр кредиторов. А 15 декабря в Арбитражном суде запланировано очередное заседание по иску ФНС о признании банкротом ООО «Юник». Из материалов дела следует, что задолженность перед налоговой частично погашена. В сентябре директор компании Халис Чилидзе заявлял TourDom.ru, что вопрос с налоговой решен, выплаты туристам идут и рассчитаться с ними он планирует до конца года.

Источник: TourDom.ru, 09/12/2021

--------------------------

Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:

- Консультации юриста
- Договоры для турфирм в соответствии с требованиями законодательства РФ: готовые формы, индивидуальная разработка
Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм: ООО, ИП. Подготовка комплекта учредительных документов без регистрации
- Внесение изменений в учредительные документы, изменение юридического адреса, состава учредителей, наименования предприятия
- Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний
- Правовая помощь туристическим компаниям в связи с отказами от туров и расторжением договоров в ситуации с пандемией COVID-19
- Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
- Судебное сопровождение: защита интересов турфирм в суде, подготовка юридической позиции и мотивированного отзыва на исковое заявление

- Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания

Наши контакты: +7 (495) 921-3047 или zakaz@persona-grata.ru

Назад к списку

Обратная связь

Введите символы изображенные на картинке

перезагрузить код

Все поля обязательны для заполнения

Обучение «Тревел Эксперт»

Дата Название семинара Время Стоимость
21 мая 2024 года ВЕБИНАР! Электронная путевка. Внутренний туризм - отсрочка заканчивается 1 сентября 2024 г. 11:30 (Мск) 1 000 руб.
Запись вебинара от 7 мая 2024 года Защита авторских прав, обеспечение безопасности интеллектуальной собственности. Риски работы с «самозанятыми» в связи с изменениями законодательства о занятости 2 часа 1 200 руб.
18 января 2024 года ВЕБИНАР! Электронная путевка. Первая практика применения. Изменение договорных отношений. Сроки, порядок и обязанность передачи сведений в ГИС ЭП. Интерфейс информационной системы 11:30 (Мск) 1 000 руб.
8 декабря 2023 года Актуальные проблемы практики налогообложения и бухгалтерского учета в 2023 и 2024 годах 3 часа 3 500 руб.
23 ноября 2023 года ВЕБИНАР! Безопасные онлайн-продажи: маркировка рекламы и защита от требований правообладателей 11:00 - 13:00 1 000 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Юридические особенности организации проектов экотуризма на особо охраняемых природных территориях 90 минут
по запросу РЕГИОНАМ! ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЕБИНАРЫ И КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ