ГлавнаяНовостиСможет ли Россия не отдавать самолеты в лизинге

Сможет ли Россия не отдавать самолеты в лизинге

На совещании в Минтрансе с участием крупнейших российских авиакомпаний обсуждался вопрос о том, как оставить в России самолеты иностранного производства в условиях запрета Евросоюза на поставку новых лайнеров и аннулирования до 28 марта 2022 года действующих лизинговых договоров.

Напомним, 26 февраля из-за военных действий на Украине ЕС ввел санкции против российского транспортного сектора, которые включают запрет на продажу России воздушных судов и запчастей к ним. Лизинговым компаниям запрещено заключать новые контракты с российскими перевозчиками, действующие контракты необходимо разорвать в течение 30 дней и отозвать самолеты. Два самолета – «Победы» и Nordwind Airlines – уже задержаны за пределами России по требованию лизинговых компаний.

Как рассказали РБК два источника, 28 февраля с представителями отрасли встречался замминистра транспорта Игорь Чалик. В совещании приняли участие топ-менеджеры группы «Аэрофлот», S7 Group, «Уральских авиалиний» и Utair. В качестве одного из вариантов решения проблемы рассматривается национализация воздушных судов.

 По данным Росавиации на середину февраля 2022 года, эти компании эксплуатировали 491 самолет производства Airbus, Boeing и Embraer. По итогам 2021 года они перевезли 80 млн человек, или 72% от всего пассажиропотока российских авиакомпаний. Парк импортных самолетов «Аэрофлота», S7, «Победы», «России», «Уральских авиалиний» и Utair стоит $10-12 млрд, говорит профессор авиационных финансов Embry-Riddle Aeronautial University Виталий Гужва.

Национализация флота – самый реальный сценарий, других вариантов сохранения работоспособности прямо сейчас нет, говорят эксперты. По их словам, это должно быть решение государства, потому что сами компании не имеют законных оснований задерживать самолеты, если есть требование лизинговых компаний их вернуть. Если будет принято решение о выкупе самолетов, государству придется обсуждать такую возможность с США и ЕС. Как технически может происходить «национализация» иностранных самолетов, источники не говорят.

Государство будет помогать в первую очередь группе «Аэрофлот», на нее приходится 41% рынка авиаперевозок, указывают источники РБК. В «Аэрофлоте» государству принадлежит 57,3% акций. Акционеры S7 и «Уральских авиалиний» – физические лица. Группа S7 принадлежит семье Владислава Филева, компания «Уральские авиалинии» – ее гендиректору Сергею Скуратову.

В случае национализации иностранных самолетов на них можно будет летать не больше полугода, поскольку западные санкции распространяются и на поставки запчастей, говорит директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. «Затем самолеты будут разбирать на запчасти», – отмечает он. Национализация самолетов – это не спасение ситуации, соглашается источник РБК в российской авиакомпании из топ-5, парк надо еще ремонтировать и менять запчасти, «будет каннибализм флота».

Более эффективной временной мерой г-н Фридлянд считает вложение средств в восстановление советской и российской авиатехники – Ан-24/26, Ту-134/154, Як-40/42 и Ил-96.

Минтранс склоняется к мысли о национализации самолетов, но власти еще не приняли окончательного решения о том, что делать с самолетами Airbus и Boeing, которые могут быть отозваны лизингодателями. Они ожидают, что конкретный сценарий развития событий может появиться до конца недели.

При этом европейские компании, предоставлявшие самолеты в лизинг российским авиаперевозчикам, сами оказались в затруднительном положении. Им надо вернуть сотни «российских» самолетов всего за 30 дней. Сделать это в нынешней ситуации очень непросто.

Как пишет Financial Times, обычно возврат планируется за год. «Арендодателям будет очень трудно понять, как расторгнуть эти контракты в течение 30 дней, то есть до 28 марта, – сказал один из представителей отрасли. – Тем более непонятно, как вообще вернуть столько самолетов за столь короткое время.».

Кроме того, как отмечает президент Ассоциации лизинговых компаний Европы IBA Фил Сеймур, дополнительной проблемой для иностранных лизингодателей станут европейские и американские санкции против банковского сектора России. В ближайшее время российские компании должны будут сделать очередные выплаты по действующим контрактам, а с этим могут возникнуть серьезные проблемы. Возможное отключение России от SWIFT только усугубит ситуацию, отмечает г-н Сеймур.

Эксперт пояснил причины всех трудностей, пишет Bloomberg. По его словам, Россия дала понять, что если Европа отказывает в лизинге, то пусть сама и забирает самолеты. Как доставить в Россию 520 экипажей, если небо России, Белоруссии и Украины закрыто? Вылететь в Россию не получится. Даже если открыть небо для этой перевозки, то возникает другая сложность. После передачи самолетов лизинговым компаниям они перестанут быть российскими, а иностранный самолет не может летать в воздушном пространстве России.

Россия должна внести лизинговый платеж за февраль. Она согласна, но не может это сделать, потому что отключен SWIFT. И даже если все эти проблемы будут решены, непонятно, что делать Европе с таким количеством самолетов, которые невозможно продать.

И последнее. Инициаторами расторжения лизинга стала Европа. Значит, она должна заплатить штраф. «Даже по первичным подсчетам этих расходов – мы все уже банкроты. Проще обанкротиться, чем забрать борта. Это дешевле», – признал Фил Сеймур.

Источник: RATA-news, 03/03/2022

------------------------------

Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:

- Консультации юриста
- Договоры для турфирм в соответствии с требованиями законодательства РФ: готовые формы, индивидуальная разработка
Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм: ООО, ИП. Подготовка комплекта учредительных документов без регистрации
- Внесение изменений в учредительные документы, изменение юридического адреса, состава учредителей, наименования предприятия
- Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний

- Правовая помощь туристическим компаниям в связи с отказами от туров и расторжением договоров в ситуации с пандемией COVID-19
- Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
- Судебное сопровождение: защита интересов турфирм в суде, подготовка юридической позиции и мотивированного отзыва на исковое заявление
- Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания 

Порядок работы и стоимость услуг вы можете обсудить с юристами ЮА «Персона Грата» по телефону +7 (495) 921-3047 или отправить запрос по адресу zakaz@persona-grata.ru

Назад к списку

Обратная связь

Введите символы изображенные на картинке

перезагрузить код

Все поля обязательны для заполнения

Обучение «Тревел Эксперт»

Дата Название семинара Время Стоимость
7 мая 2024 года Защита авторских прав, обеспечение безопасности интеллектуальной собственности. Риски работы с «самозанятыми» в связи с изменениями законодательства 11:30 (Мск) 1 200 руб.
18 января 2024 года ВЕБИНАР! Электронная путевка. Первая практика применения. Изменение договорных отношений. Сроки, порядок и обязанность передачи сведений в ГИС ЭП. Интерфейс информационной системы 11:30 (Мск) 1 000 руб.
8 декабря 2023 года Актуальные проблемы практики налогообложения и бухгалтерского учета в 2023 и 2024 годах 3 часа 3 500 руб.
30 ноября 2023 года ВЕБИНАР! «Электронная путевка»: Отсрочка закончилась 15 ноября 2023 г., какие действия необходимо предпринять туроператору и турагенту? Кто обязан передавать сведения в ГИС ЭП. Ответственность за нарушение порядка передачи данных. Технические условия подк 11:30 (Мск) 1 000 руб.
23 ноября 2023 года ВЕБИНАР! Безопасные онлайн-продажи: маркировка рекламы и защита от требований правообладателей 11:00 - 13:00 1 000 руб.
Запись вебинар от 13 июля 2023 года Риски электронной торговли в туризме. Электронный договор-оферта и Правила обмена информацией туроператор-турагент-турист в электронной форме. Электронная путевка, обязанности и последствия - с 1 сентября 2023 года 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 18 мая 2023 года Авторские права в туризме: защита и соблюдение 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 26 апреля 2023 года Электронный договор. ОФЕРТА. Электронная путевка 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 2 ноября 2022 года ВЕБИНАР Правовые последствия форс-мажора в туризме 54 минуты 500 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Юридические особенности организации проектов экотуризма на особо охраняемых природных территориях 90 минут
по запросу РЕГИОНАМ! ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЕБИНАРЫ И КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ