ГлавнаяНовостиСамолеты остаются в России: какие проблемы ждут авиакомпании и туристов

Самолеты остаются в России: какие проблемы ждут авиакомпании и туристов

МОСКВА, 24 мар — РИА Новости. Правительство определилось с самолетами, которые отечественные авиакомпании из-за санкций должны вернуть за рубеж. Возврат ограничили. Чтобы использовать лайнеры, нужно зарегистрировать на них права собственности и внести в госреестр. Перестрахование, техобслуживание — тоже в России. О том, что происходит сейчас в авиации, куда полетят наши туристы, подорожают ли билеты, — в материале РИА Новости.

"Отдать — означает оставить всех без авиации"

Главное, что следует из документов: российские авиакомпании смогут продолжить эксплуатировать самолеты, находящиеся под санкциями. Вернуть их лизингодателям досрочно даже при желании непросто. Эта процедура регулируется указом президента № 100 ("О применении в целях обеспечения безопасности России специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности").

Указ Президента Российской Федерации от 08.03.2022 № 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности"

В указе говорится о запрете и ограничении на вывоз и ввоз продукции или сырья согласно перечням, определяемым правительством.

Министр транспорта Виталий Савельев ранее сообщал, что Россия ищет "легальные пути договориться с лизингодателями и решить этот вопрос".

"Потому что отдать — означает оставить всех без авиации", — отмечал он. По его словам, уже потеряли 78 лайнеров, они арестованы за рубежом, а почти 800 — перевели в российский реестр. Всего на момент введения санкций у России было 1367 самолетов.

Савельев также указал, что западные лизингодатели запросили возврат более 500 лайнеров. Их выкуп обойдется в 20 миллиардов долларов.

"Надо определиться нам с правительством, что делать авиакомпаниям, которые мы сподвигли оставить самолеты. Выкуп их должен быть или не должен? Потому что лизинговые выплаты компании обязаны продолжать. Но нам не хотят продавать самолеты", — объяснил министр.

Риски ареста есть

"Все шаги выполняем строго с соблюдением действующих норм воздушного права, в том числе и международного. Наша главная задача — обеспечить надлежащую безопасность полетов", — подчеркнул председатель правительства Михаил Мишустин.

По словам исполнительного директора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, принципиальный вопрос в том, что суда не освобождены от риска ареста в зарубежных аэропортах, в том числе и в тех странах, где антироссийские санкции не поддерживают. "Такие самолеты, вероятнее всего, будут использоваться только на внутренних рейсах", — предположил он.

Эксперт уточнил, что вернуть воздушные суда требуют по решению Еврокомиссии. У тех, кто не в юрисдикции ЕС (например, лизинговых компаний, принадлежащих китайским банкам), другая проблема: опасаются, что из-за санкций рыночная стоимость их активов может упасть.

"Теоретически, если российские власти покажут, что эти активы (то есть зарубежные лайнеры) достойно защищены по надзору, поддержанию летной годности и страховому обеспечению, договориться можно", — считает собеседник РИА Новости.

Помогать будут тихо

"Пока все вопросы с техническим обслуживанием, запчастями не решены, но решаются", — прокомментировал ситуацию специалист, близкий к Росавиации.

Десятого марта прогноз озвучил директор авиационно-технического центра "Уральских авиалиний" Игорь Поддубный. По его словам, "самолеты авиакомпании будут безопасно летать без раздраконивания флота, без остановок самолетов и без вандализма — то есть не снимая ничего — месяца два-три".

"Мы нашли некоторые выходы, о которых я сейчас рассказывать не буду. Тем не менее есть варианты, они достаточно цивилизованные. Материалы, которые нам предложены, проходят по нормам летной годности — и по европейским канонам, и по отечественным", — добавил он.

Руководитель одного из наземных подразделений, связанных с безопасностью полетов, на условиях анонимности сказал РИА Новости, что "запчасти, скорее всего, получится привезти через азиатские страны". Ранее эксперт также сообщал, что "уже нашлись компании, готовые перезакупать для нас запчасти у Boeing и Airbus".

Недавно Росавиация разрешила компании "А-Техникс" и техническому блоку авиакомпании "Россия" (входят в группу "Аэрофлот") выполнять техобслуживание самолетов Boeing и Airbus.

За границу — на своих

Впрочем, эксперты напоминают, о недавних санкциях Минторга США, которые касаются 99 самолетов Boeing. Они принадлежат в том числе и пассажирским перевозчикам: "Аэрофлоту", Utair, Azur Air и Nordwind. Международные полеты из России и любое обслуживание на них приостановлены.

На рынке есть опасения, что ЕС последует примеру США (в отношении Airbus), а санкции американского Минторга распространятся на весь российский парк Boeing.

У экспертов нет и стопроцентной уверенности, что за рубежом не будут изымать SSJ ("Сухой Суперджет") у авиакомпаний, которые не вернули иностранные лайнеры лизингодателям.

"Именно поэтому Росавиация ввела временный порядок выдачи допусков для выполнения международных полетов. Эксперты учитывают в том числе и санкционные риски", — пояснил Олег Пантелеев.

Для зарубежных рейсов отечественные перевозчики сейчас используют воздушные суда, у которых нет риска быть задержанными, в том числе и SSJ100.

Новые дальнемагистральные рейсы

Несмотря на сложности, авиакомпании и туроператоры активно формируют новые полетные программы. "Аэрофлот" планирует рейсы в Шри-Ланку. Два крупных российских туроператора рассматривают возможность запуска уже этой весной совместных чартеров на венесуэльский остров Маргарита.

Правда, эксперты предупреждают: риски есть. "Никто не даст гарантию, улетит тот или иной рейс. Ситуация в авиации непростая", — отметили в "Интуристе".

Перевозчики закрыли Карибский бассейн (Кубу, Мексику, Доминикану, Венесуэлу). Там до сих пор есть застрявшие россияне. Маршруты пока прокладывают в обход резервных аэропортов, это очень дорого и небезопасно.

Венесуэльская Conviasa планирует в два раза увеличить частоту рейсов из Москвы в Каракас. Может быть, начнут возить путешественников и на остров Маргарита.

Как бы то ни было, выбор у туристов остается. Всего, по данным Минтранса, за рубеж летают шесть российских авиакомпаний, а более 30 иностранных из 22 государств — в Россию.

Билеты подорожают

"Остается неопределенность с возвратом денег за отмененные рейсы, — добавляет председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Не все авиакомпании готовы на это. А пассажирам, конечно, не хотелось бы возвращаться к ваучерной системе (как в пандемию)".

Он напоминает, что приходится существенно доплачивать, если рейс отменен, а лететь все-таки нужно.

О том, как подорожают авиабилеты, единого мнения нет. По результатам исследования "ВТБ Капитала" — более чем на 50 процентов. Спрос при этом упадет на 20 процентов.

По мнению Виталия Савельева, цены вырастут к лету, но не сильно: слишком поднимать не станут, иначе люди просто не смогут купить.

---------------------------------

Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:

- Консультации юриста
- Договоры для турфирм в соответствии с требованиями законодательства РФ: готовые формы, индивидуальная разработка
Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм: ООО, ИП. Подготовка комплекта учредительных документов без регистрации
- Внесение изменений в учредительные документы, изменение юридического адреса, состава учредителей, наименования предприятия
- Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний

- Правовая помощь туристическим компаниям в связи с отказами от туров и расторжением договоров в ситуации с пандемией COVID-19
- Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
- Судебное сопровождение: защита интересов турфирм в суде, подготовка юридической позиции и мотивированного отзыва на исковое заявление
- Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания 

Порядок работы и стоимость услуг вы можете обсудить с юристами ЮА «Персона Грата» по телефону +7 (495) 921-3047 или отправить запрос по адресу zakaz@persona-grata.ru

Назад к списку

Обратная связь

Введите символы изображенные на картинке

перезагрузить код

Все поля обязательны для заполнения

Обучение «Тревел Эксперт»

Дата Название семинара Время Стоимость
7 мая 2024 года Защита авторских прав, обеспечение безопасности интеллектуальной собственности. Риски работы с «самозанятыми» в связи с изменениями законодательства 11:30 (Мск) 1 200 руб.
18 января 2024 года ВЕБИНАР! Электронная путевка. Первая практика применения. Изменение договорных отношений. Сроки, порядок и обязанность передачи сведений в ГИС ЭП. Интерфейс информационной системы 11:30 (Мск) 1 000 руб.
8 декабря 2023 года Актуальные проблемы практики налогообложения и бухгалтерского учета в 2023 и 2024 годах 3 часа 3 500 руб.
30 ноября 2023 года ВЕБИНАР! «Электронная путевка»: Отсрочка закончилась 15 ноября 2023 г., какие действия необходимо предпринять туроператору и турагенту? Кто обязан передавать сведения в ГИС ЭП. Ответственность за нарушение порядка передачи данных. Технические условия подк 11:30 (Мск) 1 000 руб.
23 ноября 2023 года ВЕБИНАР! Безопасные онлайн-продажи: маркировка рекламы и защита от требований правообладателей 11:00 - 13:00 1 000 руб.
Запись вебинар от 13 июля 2023 года Риски электронной торговли в туризме. Электронный договор-оферта и Правила обмена информацией туроператор-турагент-турист в электронной форме. Электронная путевка, обязанности и последствия - с 1 сентября 2023 года 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 18 мая 2023 года Авторские права в туризме: защита и соблюдение 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 26 апреля 2023 года Электронный договор. ОФЕРТА. Электронная путевка 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 2 ноября 2022 года ВЕБИНАР Правовые последствия форс-мажора в туризме 54 минуты 500 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Юридические особенности организации проектов экотуризма на особо охраняемых природных территориях 90 минут
по запросу РЕГИОНАМ! ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЕБИНАРЫ И КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ