ГлавнаяНовостиВ России необходимо законодательное регулирование овербукинга

В России необходимо законодательное регулирование овербукинга

Внедрение механизма компенсаций пассажирам в случаях перепродаж авиабилетов обсуждается в России давно, однако до конкретных законодательных шагов пока не дошло. Эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ) полагают, что пришло время решить этот вопрос, так как легализация овербукинга в интересах потребителей.

«Мы выступаем за создание компенсационного механизма, который бы защитил интересы авиапассажира в случае овербукинга. Сейчас он не запрещен, но законодательно не регламентируется, в итоге пассажиры ничего не получают от авиакомпаний. Должны быть четкие и понятные для всех правила. Мировой опыт показывает, что часто, по согласию сторон, в случае овербукинга пассажиры принимают решение о переносе рейса, так как авиакомпании выплачивают им живые деньги», - сказал вице-президент РСТ Дмитрий Горин.

По его словам, принятие таких правил в интересах российских потребителей: во многих странах пассажир, столкнувшийся с перепродажей авиабилетов, получает компенсацию от 400 до 800 евро, ему предоставляется гостиница на время ожидания следующего рейса.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов согласен: пришло время обсудить вопрос компенсации пассажирам, а это возможно лишь после легализации овербукинга. «Сейчас в случаях перепродаж билетов пассажиры остаются фактически и без перелета, и без какой-либо достойной компенсации. Конечно, они имеют право обратиться в суд, но, по нашей информации, лишь половина из них выигрывает такие дела, хотя люди тратят на это время и ресурсы. Никакие гарантии компенсаций пострадавшим от овербукинга законом не предусмотрены», - сказал эксперт.

По его словам, одновременно надо определить категории граждан, которым ни при каких условиях не может быть отказано в перелете. Это должно касаться, в первую очередь, людей с ограниченными возможностями, беременных женщин, а также семей и детских групп, которые нельзя разбивать.

«Сама по себе норма овербукинга должна быть для пассажира не обязательной, а добровольной. Он вправе выбрать другой рейс, если получит компенсацию. Но у пассажира должно быть и право настоять на том, чтобы лететь данным рейсом, если ему это важно», - пояснил Зотов.

Овербукинг законодательно не закреплен, но используется российскими перевозчиками не менее активно, чем зарубежными. Перебронирование – метод управления доходами авиакомпании. Он подразумевает продажу билетов больше, чем может вместить самолет, чтобы подстраховаться на случай неявки пассажиров. Страховка вполне оправданная: по международной статистике, в среднем на рейс не является до 10-15% человек, при этом у самих пассажиров риск попасть на овербукинг оценивается в 1%. Без сверхлимитных продаж авиакомпании терпели бы убытки, отправляя незаполненные самолеты. Продавая больше билетов, чем посадочных мест, компании повышают эффективность перевозок. Выигрывает и потребитель: за счет избыточных продаж снижаются цены на билеты.

Тема овербукинга в России обсуждается уже больше десяти лет. Были даже предприняты конкретные шаги, например, Минтранс в 2015 году предложил законопроект по легализации этой процедуры. Новый закон был призван защитить интересы пассажиров и ввести в правовое поле компенсацию для тех, кто пострадал от овербукинга. Однако в итоге ведомство отказалось от этой идеи, а законопроект был сведен к ответственности авиакомпаний за овербукинг, штрафам за его применение и компенсациям пассажирам до 22 тыс. рублей. Правительство проект не поддержало и предложило решить проблему через внесение в Воздушный кодекс поправок, которые предусматривали компенсации пассажирам при изменении условий договора по инициативе перевозчика.

С тех пор никаких новых законодательных шагов в этом направлении не предпринималось. Но в сентябре 2023 года «Аэрофлот» сообщил, что совместно с Минтрансом РФ работает над проектами нормативных актов по введению овербукинга, которые позволят всем авиакомпаниям выйти из серой зоны и защитит права пассажиров.

Когда и каким образом это будет реализовано, пока сказать трудно. Как рассказала зампред комитета по туризму Госдумы Наталья Костенко, компенсации пассажирам за овербукинг, возможно, будут заложены в страховку туриста. Законопроект о страховании туров по России уже внесен в Госдуму и готовится к рассмотрению в первом чтении.

Возможно, овербукинг войдет в качестве дополнений к поправкам в Воздушный кодекс, которые вступают в силу 1 апреля 2024. Сейчас они предусматривают увеличение штрафов за задержку вылета рейса, просрочку доставки самого пассажира, багажа или груза в пункт назначения.

15 января Западно-Сибирская транспортная прокуратура сообщила, что наложила на авиакомпанию S7 штраф за повторный отказ в перевозке пассажирам в аэропорту Новосибирска из-за овербукинга. Сумма штрафа составила 30 тыс. рублей. Первый инцидент с отказом в перевозке произошел в августе, тогда авиакомпания также была оштрафована.

Источник: RTN, 16/01/2024

--------------------------------

Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:

• Консультации юриста
• ДОГОВОРЫ ДЛЯ ТУРФИРМ в соответствии с требованиями законодательства РФ: готовые формы, индивидуальная разработка
• Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм: ООО, ИП. Подготовка комплекта учредительных документов без регистрации
• Внесение изменений в ЕГРЮЛ и УСТАВ с ЭЦП (без нотариуса, без пошлины)

• Помощь в оперативном оформлении СТАТУСА ТУРОПЕРАТОРА по России. 

• Внесение сведений о компании в ЕДИНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ТУРАГЕНТОВ
• Правовая помощь туристическим компаниям в связи с отказами от туров и расторжением договоров

• Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
• Классификация гостиниц

• ЗАГРАНПАСПОРТА: оперативное оформление для жителей Москвы, МО и регионов. Сложные случаи. 

Наши контакты: WhatsApp +7 (495) 921-3047 или zakaz@persona-grata.ru

Назад к списку

Обратная связь

Введите символы изображенные на картинке

перезагрузить код

Все поля обязательны для заполнения

Обучение «Тревел Эксперт»

Дата Название семинара Время Стоимость
7 мая 2024 года Защита авторских прав, обеспечение безопасности интеллектуальной собственности. Риски работы с «самозанятыми» в связи с изменениями законодательства 11:30 (Мск) 1 200 руб.
18 января 2024 года ВЕБИНАР! Электронная путевка. Первая практика применения. Изменение договорных отношений. Сроки, порядок и обязанность передачи сведений в ГИС ЭП. Интерфейс информационной системы 11:30 (Мск) 1 000 руб.
8 декабря 2023 года Актуальные проблемы практики налогообложения и бухгалтерского учета в 2023 и 2024 годах 3 часа 3 500 руб.
30 ноября 2023 года ВЕБИНАР! «Электронная путевка»: Отсрочка закончилась 15 ноября 2023 г., какие действия необходимо предпринять туроператору и турагенту? Кто обязан передавать сведения в ГИС ЭП. Ответственность за нарушение порядка передачи данных. Технические условия подк 11:30 (Мск) 1 000 руб.
23 ноября 2023 года ВЕБИНАР! Безопасные онлайн-продажи: маркировка рекламы и защита от требований правообладателей 11:00 - 13:00 1 000 руб.
Запись вебинар от 13 июля 2023 года Риски электронной торговли в туризме. Электронный договор-оферта и Правила обмена информацией туроператор-турагент-турист в электронной форме. Электронная путевка, обязанности и последствия - с 1 сентября 2023 года 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 18 мая 2023 года Авторские права в туризме: защита и соблюдение 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 26 апреля 2023 года Электронный договор. ОФЕРТА. Электронная путевка 1 час 35 минут 1 000 руб.
Запись эфира от 2 ноября 2022 года ВЕБИНАР Правовые последствия форс-мажора в туризме 54 минуты 500 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Юридические особенности организации проектов экотуризма на особо охраняемых природных территориях 90 минут
по запросу РЕГИОНАМ! ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЕБИНАРЫ И КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ