ГлавнаяНовости400 тысяч за задержку рейса в России – это реально?

400 тысяч за задержку рейса в России – это реально?

С 21 августа Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию. Этот международный договор предусматривает, в частности, увеличение размеров выплат за задержки рейсов – до 391 тыс.руб. и потерю багажа – до 94 тыс.руб. Но юристы отмечают, что получить эти деньги будет не так-то просто. Да и суммы, скорее всего, не будут такими высокими.

Вам по Кодексу или Конвенции?
На данный момент Воздушный кодекс РФ (ВК) приведен в соответствие с Варшавской конвенцией, от которой большинство стран мира уже отказались, присоединившись к Монреальской конвенции 1999 года (см полный текст на сайте ICAО). 

Согласно 120 статье российского ВК, компенсация авиапассажирам рассчитывается исходя из 25% МРОТ (1875 руб.) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета. Если перевозчик докажет, что «просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика», выплату получить не удастся.

Согласно Монреальской конвенции верхнее пороговое значение возмещений, привязано не к стоимости билета, а к искусственному платежному средству – специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют: доллара, евро, иены и фунта стерлингов и меняется ежедневно. Теоретически в случае задержки рейса пассажир может получить до 4694 СПР (391 тыс.руб. по курсу), но эксперты считают, что обольщаться не стоит.

Попробуй, докажи
Во-первых, конвенция распространяется только на международные перевозки в страны, ее ратифицировавшие. Это означает, что компенсации за задержки рейсов на внутрироссийских направлениях будут тарифицироваться как и раньше. Во-вторых, пассажирам придется документально обосновывать свои потери. «В Монреальской конвенции речь идет не о штрафе за задержку (как у нас в Воздушном кодексе), а о компенсации за причиненный вред. А это совершенно разные вещи. Вред в результате задержки рейса должен быть доказан – например, если пассажир опоздал на стыковку и у него «сгорел» другой билет, или не попал на оплаченное мероприятие, или из-за задержки не успел на круиз и потерял деньги. Или в процессе ожидания у него случился сердечный приступ», - объяснил руководитель «Персона Грата» Георгий Мохов.

Даже если финансовые претензии удастся обосновать, у авиакомпании все равно есть возможность снять с себя ответственность.  Дело в том, что ст. 19 конвенции гласит: «перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры». Эта формулировка оставляет авиакомпаниям пространство для маневра – конечно они будут настаивать, что сделали все возможное и невозможное для минимизации неудобств пассажиров. 

Туристы мимо кассы
Все эти нюансы делает Монреальскую конвенцию практически бесполезной для пассажиров чартерных рейсов, делает вывод эксперт. Задержки рейсов  в два-три часа, а то  и больше – обычное дело. При этом реального измеримого ущерба для туристов зачастую нет – люди просто сидят и ждут самолет. Конечно, возникают какие-то траты в аэропорту, но не каждый будет судиться из-за пары тысяч рублей, потраченных в баре.

По словам Георгия Мохова, у пассажира есть право предъявить претензии авиакомпании и взыскать ущерб, и без всякой конвенции, ориентируясь на Гражданский кодекс. Его плюс в том, что верхний предел компенсаций не обозначен, минус тот же – ущерб надо доказать, подтвердить документально.

 Чем будут руководствоваться российские суды при рассмотрении спорных ситуаций – Воздушным кодексом, Гражданским кодексом, Монреальской конвенцией, или всем понемногу пока непонятно. Юристы призывают дождаться реальной практики: международные нормы имеют приоритет над национальными, но в наших судах применяются плохо.

По словам Мохова, мировой опыт показывает, что «баснословных» компенсаций за задержку рейса не выплачивают: это иллюзия. «Страны самостоятельно принимают регламенты и формируют судебную практику, которые по факту уменьшают максимальные суммы выплат», - подтверждает его мнение директор по Восточной Европе AirHelp Геннадий Лонский. Советник руководителя Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин даже называет примерный диапазон реальных компенсаций за рубежом – от 200 до 600 евро.

Источник: HOTLINE.TRAVEL, 23.08.2017


Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:

- Оперативные юридические консультации – от 500 руб.- Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм
- Договоры для турфирм: готовые формы, индивидуальная разработка, аудит и корректировка
- Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний
- Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов- Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания 

Порядок работы и стоимость услуг вы можете обсудить с юристами  ЮА «Персона Грата» по телефону +7 (495) 921-3047 или отправить запрос по адресу travelexpert@list.ru


Назад к списку

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения