ГлавнаяНовостиОбзор изменений Закона о туризме

Обзор изменений Закона о туризме

22 мая Госдума приняла закон  «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Поправки в отраслевой закон были подготовлены Министерством культуры еще в декабре 2016 года и вносились в Госдуму в первом чтении прошлым летом. Ожидалось, что их примут до конца 2017 года. Теперь закон поступит на утверждение в Совет Федерации и далее – на подпись президенту. Вступил в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Закон решает целый ряд важных для турбизнеса вопросов. Представляем вам обзор изменений 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», подготовленный генеральным директором Юридического агентства «Персона Грата» Георгием Моховым.

Очередная порция поправок к отраслевому закону принята ГД РФ в третьем чтении  и содержит достаточно большой набор изменений и дополнений, часть их которых была ожидаема, поскольку заявлялась еще в ноябре 2016 года, например отмена требования о предоставлении туристу доверенности, но некоторые новации стали неожиданностью, поскольку были включены в законопроект в процессе доработки.

Разберу основные поправки, не в порядке значимости, а последовательно, по тексту законопроекта.

  1. Изменился термин экстренной помощи – действий по организации перевозки и размещения туриста, осуществляемой ассоциацией Турпомощь. Если ранее экстренная помощь предоставлялась в случае неисполнения обязательств по договору туроператором, то теперь условием экстренной помощи является прекращение деятельности туроператора. Это серьезное изменение, сильно сокращающее ситуации, когда Турпомощь будет включаться в процесс вывоза пострадавших туристов в и задействовать резервный фонд. 
    Порядок прекращения деятельности туроператора так же претерпел изменения, теперь прекращение деятельности туроператора подтверждается не только заявлением – когда туроператор сообщает в Ростуризм, страховщику, в Турпомощь и размещает информацию на сайте о прекращении своей деятельности, но может произойти и по решению Ростуризма. Для этого включено дополнительное основание для исключения сведений из реестра – прекращение деятельности туроператора без направления заявления туроператором. Ростуризм принимает решение и исключает сведения из реестра на следующий день после того как ему (Ростуризму) стало известно о прекращении деятельности туроператора «по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации турпродукта». Каким образом Ростуризм сможет сделать вывод о «невозможности» если нет заявления от туроператора пока непонятно, но в любом случае скорость принятия такого решения будет напрямую влиять на возможность эвакуации пострадавших туристов.
  2. В статье 4.1 основания для дисквалификации должностного лица туроператора сокращены на два пункта, дисквалификации не будет, когда туроператор подает самостоятельно заявление о прекращении деятельности и в случае, когда туроператора исключили из реестра,  в связи с исключением из членов Ассоциации Турпомощь.
  3. В ст 4.2 уточнено понятие общей цены турпродукта (ОЦТ) за предыдущий год – «величина, полученная путем суммирования общих цен туристского продукта, указанных в договорах о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, заключенных туроператором и турагентом в предыдущем календарном году». Таким образом, законом, по существу, подтверждается, что цена договора и цена турпродукта может быть различной, поскольку указано не суммирование цен всех договоров, а суммирование цен турпродукта в договорах. С этим вопросом я так полагаю еще будет множество проблем.
  4. По тексту везде включено дополнение к термину «предыдущего» года, добавлено слово «календарного» года.
  5. Туроператор теперь должен сообщать в реестр сведения не о структурных, а о обособленных подразделениях, осуществляющих туроператорскую деятельность.
  6. Сведения, подаваемые туроператором в реестр, например об ОЦТ или количестве туристов, кроме всех прочих вариантов проверки, теперь могут проверяться Ростуризмом путем запроса страховщику о числе заключенных договоров добровольного медицинского страхования.
  7. Основания для отказа во внесении туроператора в реестр пополнились пунктом – исключение сведений о туроператоре из реестра в связи с прекращением деятельности по причине невозможности исполнения обязательств. Иными словами, если туроператора исключили из реестра по такому негативному основанию, то повторно в реестр он не попадет.
    Так же дополнено основание отказа во внесении сведений в реестр в части сведений о туроператоре, ранее это были только «недостоверные» сведения, теперь еще и «неполные».
  8. При изменении сведений о туроператоре Ростуризм обязан внести изменение в реестр – по сведениям об ОЦТ, количестве туристов, членства в Турпомощи, сферы деятельности – в течение 10 дней. В этот период проводится проверка достоверности сведений и оснований их изменения в реестре. Прочие сведения меняются в течение 3-х дней.
  9. Основания для исключения сведений из реестра дополнены несколькими пунктами:
    во-первых, появился абзац об прекращении деятельности туроператора без направления заявления, как я уже писал выше. Когда Ростуризм принимает решение об исключении самостоятельно, придя к выводу о невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам.
    во-вторых, появилось основание - заведомо недостоверные сведения об ОЦТ, количестве туристов и фактическом размере ФПО, непредставление в установленном порядке или последующее выявление недостоверных сведений .
    в-третьих, появилось основание – нарушение сроков и порядка подтверждения установленных новой статьёй 11.7 – которая регулирует порядок освобождения туроператора от финансового обеспечения и ФПО в случае формирования максимально ФПО 7%
  10. Новая статья 11.7, согласно которой туроператор может быть освобожден от ФПО и страхования при формировании максимального размера ФПО. Освобождение предоставляется до 1 апреля следующего года и за один месяц до этого срока туроператор должен подтвердить основания освобождения, написать заявление о продлении с приложением всех необходимых сведений. Если размер ОЦТ вырос и фонда недостаточно, необходимо увеличить его размер, либо лишиться освобождения и вернуться к страхованию и отчислениям в ФПО.
  11. 11.  Для туроператоров, по существу, закрыта лазейка для создания каждый год новых юридических лиц. В случае если размер ОЦТ вырастает более чем на 25%, по сравнению с предыдущим годом, взнос в ФПО производится поквартально из расчета 1% ОЦТ за квартал. Таким образом, вводится новое понятие и порядок – квартальный взнос, рассчитанный не по результатам года, а по кварталу.
    Кроме того, все туроператоры должны сообщать сведения об ОЦТ ежеквартально (!), а не ежегодно, как было ранее.
  12. В статью о Фонде персональной ответственности внесены уточнения о выплатах туристам только в случае прекращения деятельности туроператора по причине невозможности исполнения обязательств.
  13. Расходование средств ФПО теперь допускается не только на выплаты туристам, но и на «уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, платы за ведение банковских счетов, на которых размещаются денежные средства фондов персональной ответственности туроператоров, и административно-управленческих расходов, связанных с ведением отдельного учета средств фондов персональной ответственности туроператоров. Такими административно-управленческими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи.» Указанные расходы допускаются в пределах полученных доходов от размещения средств фонда, но не более 1% от ежегодного взноса туроператора в ФПО.
  14. Средства резервного фонда также могут расходоваться на «уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда, и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда».
  15. Из статьи 10.1 исключен абзац о предоставлении туристу копии доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации турпродукта. Тем самым законодатель вернул прежнюю формулировку данной статьи.
  16. Появилось новое основание для исключения из членов объединения Турпомощь – не предоставление поквартальных сведений об ОЦТ, согласно новой части 3 статьи 11.6. Так же введено требование об обязательном аудите отчетности Ассоциации.
  17. В статью 14 о безопасности туризма внесено изменение в части формулировки о подтверждении информации об угрозе безопасности туристов. Если ранее данные обстоятельства подтверждались решениями органов власти, теперь слово «решения» дополнено словом  «рекомендации».
  18. В случае досрочного расторжения договора страхования туроператор или досрочного прекращения банковской гарантии туроператор предоставляет сведения о новом договоре в Ростуризм не позднее 45 календарных дней с момента расторжения (ранее 30 календарных дней)
  19. В статью 17.2 о размере финансового обеспечения внесено изменение:
    туроператоры, ранее осуществлявшие туроператорскую деятельность, но исключенные из реестра, должны иметь финансовое обеспечение на 50 млн., наряду с новыми юридическими лицами и туроператорами, не имевшими оборота в прошедшем году. В случае, если туроператор осуществляет деятельность в сфере выездного, въездного и внутреннего туризма и сформировал максимальный фонд персональной ответственности (ФПО), он освобождается от финансового обеспечения только по «выезду», но для внутреннего и въездного туризма, по прежнему, будет необходима страховка на 500 тр.
  20. В статью 17.4 включено дополнение о дате наступления страхового случая. Если туроператор не подал соответствующего заявления о прекращении деятельности, то «датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра…»
  21. В порядок обращения туристов за выплатой страхового возмещения внесена поправка, исключено спорное положение об «одновременной» подаче заявлений туристами. Слово «одновременно» исключено, таким образом для пропорционального расчета выплаты достаточно в принципе более одного заявления туристов. Страховщик после поступления первого заявления от туриста в течение 3-х дней обязан уведомить Ростуризм
  22. В ст 17.6 внесено дополнение в формулировку объекта страхования ответственности туроператора. Если ранее формулировка заканчивалась словами «по причине прекращения своей деятельности», то теперь фраза звучит: «в связи с прекращением по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации турпродукта». Таким образом обычного прекращения деятельности будет недостаточно, необходимы так же признаки «невозможности» исполнения обязательств.
  23. Часть вторая ст.17.7 Учет и отчетность, утратила силу.
    Вторая часть указывала на порядок расчета туроператором нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств.

Документ: Федеральный закон  "О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (законопроект № 231643-7, третье чтение)



Назад к списку

Обратная связь

Введите символы изображенные на картинке

перезагрузить код

Все поля обязательны для заполнения