Агенты на крючке

Туроператоры продолжают ужесточать условия договоров с ТА. Редакции HL стало известно, что накануне летнего сезона еще один крупный туроператор, «Натали Турс», изменит условия типового договора с розницей. И произойдет это, без шуток, 1 апреля.

И ты, «Натали»…

Информацию в разговоре с корреспондентом подтвердил Олег Хигер, коммерческий директор компании. Подробности пока не разглашаются, но общая направленность уже ясна: условия работы с агентствами станут более жесткими. В новом договоре «Натали Турс» постарается учесть все факторы риска. По словам г-на Хигера, сейчас лазейки в законе дают широкие возможности для маневра недобросовестным агентам. Да и в целом агентский рынок, лишенный регуляции сверху, постоянно лихорадит – отличным подтверждением этому служат дискуссии о скидках, о том, за что агентство получает комиссию. Приходится туроператорам выступать регуляторами.

- Сейчас мы изучаем юридическую практику, разбираем опыт коллег. Не исключено, что и ситуация с валютами найдет отражение в новом договоре; возможно, изменятся некоторые формулировки, касающиеся платежей, - рассказал Олег Хигер.

Судя по всему, ближайший ТО, на чей опыт сейчас пристально смотрит «Натали турс», - «Пегас Туристик». Если так, то это не слишком радостная новость для турагентов.

Напомним, «Пегас» предоставил новый договор с агентствами в конце 2013 года. В среде розницы это вызвало бурление. Туроператора призывали к ответу. Площадкой для объяснений с розницей стал онлайн-журнал HotLine.travel, в последних числах декабря гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная в онлайн-режиме дала развернутые пояснения по поводу непопулярных новых порядков


Среди вызвавших наибольшее возмущение – отказ ТО от подтверждения бронирования до тех пор, пока ТА не перечислил деньги за тур.


«За что мы платим, если нет даже подтверждения?» - недоумевала розница. «Как мы можем брать на себя ответственность за тур, за который нам еще никто не перечислил ни копейки», - в таком духе отвечал ТО.

Агентский договор как привилегия

Коллеги-туроператоры этот и другие шаги «Пегаса» только приветствовали: «Меры, принятые «Пегасом» в новом договоре, полностью оправданы, - считает генеральный директор TEZ Tour Владимир Каганер. – Случаи недобросовестного поведения ТА в последнее время участились, а по существующему закону ответственность за все накладки лежит на туроператоре».

Сам TEZ Tour себя обезопасил уже давно, правда, скорее «внешними» мерами – сами условия агентского договора компании нельзя назвать жесткими, но вот получить его могут далеко не все. Вопрос о предоставлении привилегии в виде агентского договора решается в индивидуальном порядке.

 

Гарантию от банка или депозит туроператору

Тем временем в редакцию продолжают поступать письма от агентств, несогласных с политикой туроператоров, прописывающих в договорах «кабальные» условия для розничных партнеров. В одном из таких содержится критика в адрес «Пегас Туристик» - несмотря на подробные разъяснения Анны Подгорной, возникают новые вопросы. Например, с недоумением утверждается, что оператор требует в обязательном порядке депозит в размере 100 тыс. руб. Г-жа Подгорная уточнила эту информацию, пояснив, что обеспечение обязательств может быть предоставлено либо в виде поручительства или банковской гарантии, либо обеспечительного платежа (депозита). Срок обеспечения устанавливается ТО, о чем ТА уведомляется письменно. По ее словам, требование обеспечения предъявляется далеко не ко все агентствам. К каким конкретно и по каким критериям, Анна Альбертовна предпочла не уточнять.

Продолжает беспокоить розничных партнеров «Пегаса» и исчезновение из онлайна ТО того самого статуса «подтверждение бронирования» заявки, о котором речь шла выше.


Сейчас в системе бронирования в личном кабинете агент видит несколько статусов своей заявки: «не подтверждено», «доступно для оплаты» и «подтверждено» - именно в таком порядке


подтверждение после оплаты. Только когда деньги пришли на счет ТО, он берет на себя ответственность за оказание туруслуг. 

Можете пойти… в арбитраж

«А как же ст. 9 отраслевого закона, по которой вся ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед туристом возлагается на ТО, даже в том случае, если договор ТА с клиентом заключен от имени агентства? О том, дошли до производителя турпродукта деньги или нет, ничего не говорится», - справедливо отмечают в агентствах.

Выходит, инициативы туроператоров можно оспорить в суде? На вопрос дает ответ гендиректор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов: «Законодатель совершенно осознанно установил ответственность ТО за реализацию договора, заключенного с туристом. Норма рождалась болезненно, но пришли к консенсусу с учетом того, что в отношениях между оператором и агентом могут устанавливаться различные условия, снимающие, ограничивающие или перераспределяющие ответственность этих юрлиц (как правило, в сторону слабого).


Воздействовать законодательно на отношения двух хозяйствующих субъектов на сегодняшний день практически невозможно, если в законе прямо не определен порядок этих отношений. А он не определен».


Таким образом, законодатель сознательно установил ответственность за исполнение договора именно с туристом, а не с агентом, минуя рассмотрение стадии отношений между ТО и ТА. Последнее может обратиться в арбитражный суд в порядке регресса с иском на оператора, если суд общей юрисдикции обязал агента возместить причиненный клиенту ущерб. Но если в договоре прописаны жесткие нормы, распределяющие ответственность между ТО и ТА, и они не были нарушены, агентство денег не получит: дескать, как юрлицо ты сам вошел в такие отношения, взяв на себя ответственность, законом возложенную на туроператора.

Субагентов «заложили»

Очевидно, в данной ситуации агентству, не пожелавшему подписать унизительный с его точки зрения договор, остается одна дорога – обратиться к турфирмам-«прокладкам», против существования которых, кстати, очень агрессивно настроена сама Анна Подгорная. Но рынок диктует свои условия: операторам приходится выбирать между свободным сотрудничеством со всеми партнерами и собственной безопасностью. «Думаю, субагентов уже «заложили» в прогноз продаж, - поделился Олег Хигер. – Это уже знакомая схема, пройденная авиаперевозчиками. В агентской среде ненадежных звеньев много, и если кто-то готов брать на себя эти риски за определенную плату – это его право».

Точно так же придется выбирать и агентствам, считает Владимир Каганер: «Агентство, которое готово работать легально, вкладываться в дальнейшее сотрудничество и активно продавать наш продукт, будет стремиться к заключению договора – да, сначала там будет не очень высокая комиссия, зато это надежно.


К субагентам уходят те, кто к такому постепенному и вдумчивому развитию не готов, не готов работать «по-белому». Нам такие не нужны».


 

Автор: Елена Срапян
Источник: Журнал "Горячяя линия. Туризм"

 

Назад к списку

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Специальные предложения

Платежные агенты: помощь турагентству в оспаривании штрафов ИФНС

Специальное предложение ЮА "Персона Грата" для туристических агентств, которые планируют оспаривать в судебном порядке наложенные на них штрафы ИФНС

СКИДКИ на рекламу Вашей турфирмы

В рамках программы сотрудничества ЮА «Персона Грата» и РА «Маякинфо» предлагаем спеццены по размещению рекламы на популярных турсайтах. Для клиентов ЮА «Персона Грата» - скидки 30%

Внесение в реестр туроператоров БЕСПЛАТНО

Для туроператоров по международному ВЪЕЗДНОМУ туризму при оформлении договора страхования гражданской ответственности.

08.07.2014